Что делает социальный педагог в школе

Что делает социальный педагог в школе

Обычно в школе родители и дети общаются только с учителем и представителями администрации (директором и его заместителями по учебной части). Но для того, чтобы процесс обучения и воспитания был более успешный, в школе еще есть психолог, социальный педагог, инженер по технике безопасности и завуч по воспитательной работе. Часто родители даже не знают, что входит в их должностные обязанности и с какими вопросами они могут к ним обращаться за помощью.

В этой статье рассмотрим, что делает социальный педагог и какие у него обязанности в школе.

Кто такой социальный педагог в школе?

Социальный педагог – это человек, обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями.

Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей.

Работа социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:

  • детьми «группы риска»;
  • родителями;
  • правоохранительными органами;
  • социально-незащищенными семьями учащихся;
  • педагогическим коллективом.

Должностные обязанности социального педагога в школе

Основными функциями, от которых зависит, чем занимается социальный педагог, являются:

  • создание здорового климата в школьном коллективе, особенно внутри классов;
  • организация внеучебного времени школьников, включение их в социально полезную деятельность организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
  • осуществление постоянной связи с семьями учащихся, особенно из «группы риска»
  • защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости
  • формирование гуманных отношений между учителями и детьми;
  • оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
  • представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
  • организация профилактики употребления психоактивных веществ.

Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:

  • быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти (в суде, милиции);
  • собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику;
  • отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога;
  • вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать на дому для выявления жилищных условий и их санитарного состояния, контролировать посещение, опрашивать соседей.

Именно к социальному педагогу можно обратиться за консультацией семьям детей-инвалидов, малообеспеченным, опекунам и попечителям детей-сирот.

Одним из важнейших направлений работы социального педагога является профилактическая работа, которая заключается в:

  • социализации подростков;
  • профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • пропаганде здорового образа жизни;
  • организации свободного времени: кружками, занятиями спортом, привлечением к волонтерскому делу или участием в социальных проектах.

Деятельность социального педагога в школе очень важна, так как в это тяжелое время правовой незащищенности, роста жестокости в семье и детской преступности, детям очень нужна социально-психологическая помощь.

Довольно часто люди спрашивают, кто такой социальный педагог. Это тот вопрос, которые волнует многих молодых родителей и некоторых преподавателей. Ведь вроде бы учитель является таковым везде. Но при чем тут тогда "социальный"? Неужели данный сотрудник имеет какие-то определенные обязанности в школе, отличающие и выделяющие его из массы других преподавателей? Социальный педагог, можно сказать, для многих — вечная и непостижимая загадка. Только сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу тайны и разобраться, что здесь к чему. То есть, поближе познакомимся с данной важной работой.

Кто такой

Разумеется, социальный педагог — это преподаватель. Причем преимущественно в школах. Но чем он отличается от обычного учителя? Многие полагают, что ничем. За исключением названия. Только на самом деле это совсем не так. Дело все в том, что социальный педагог в школе — это очень важный сотрудник. Почему?

Да потому что он, по идее, должен лучше разбираться в детском поведении и психологии, что помогает подобному сотруднику лучше организовывать занятия. Плюс ко всему, социальный педагог, по мнению некоторых директоров, должен заниматься мировоззрением и воспитанием учеников. И это правильно. Только вот разных задач у подобного работника очень много. И они, можно сказать, не ограничены. Давайте попытаемся с вами разобраться, в чем заключается работа социального педагога с детьми. Это не так уж и трудно, как может показаться на первый взгляд.

Читайте также:  Договор дарения под условием

Социализация

Первый момент, который только можно предположить — это социальная помощь ученикам. Можно сказать, что социальный педагог — это в какой-то мере профессия, сочетающая в себе самого обычного учителя и психолога. Только обычно такой работник старается помочь ребятам в процессе социализации. И адаптации к новому месту учебы, если ребенок был переведен по каким-то причинам в другую школу.

Если честно, то деятельность социального педагога очень хорошо просматривается в детских садах и начальной школе. Там малышей обучают общаться со взрослыми, сверстниками, а также учат поведению в обществе. Без этого нельзя представить себе разумного человека.

Тем не менее это не единственная обязанность подобного работника. Их еще очень много. И не стоит путать психолога, учителя и социального педагога. Хотя все эти три профессии, интерпретированные в школе, очень схожи между собой. Особенно относительно некоторых образовательных моментов.

Адаптация

Как уже было сказано, социальный педагог иногда помогает адаптироваться новым ученикам в школе. И как раз адаптация (не только новеньких) — это еще одна обязанность подобного работника. Причем это распространяется и на сотрудников образовательного учреждения.

Также следует упомянуть, что социальный педагог в школе обязан разрабатывать концепции, помогающие поддерживать благоприятную обстановку на рабочем и учебном месте. Только на практике данный момент учитывается крайне редко. Или же воплотить его в жизнь удается далеко не всегда.

Основная проблема создания атмосферы, годной для обучения и работы — это общество. В каждом учебном заведении контактируют разные личности. И если принимать во внимание всех и каждого (как это следует делать), то найти "золотую середину" просто невозможно. Таким образом, создание благоприятной атмосферы в школе, а также помощь в адаптации сотрудникам учреждения, как правило, возлагают на плечи психологов. Или вообще "опускают" их.

Воспитание

Работа социального педагога включает в себя обязанности по воспитанию подрастающего поколения. То есть, вам придется формировать ценности и мировоззрение детей. Обычно данную задачу возлагают на детский садик или начальную школу, где на малышей еще очень легко влиять.

Тем не менее на деле данная тенденция также встречается крайне редко. Ведь зачастую работа социального педагога в школе заключается в "разруливании" споров между детьми и банальным проведением урока по тому или иному предмету. Но иногда таких сотрудников специально назначают классными руководителями — тут уже придется заниматься "воспитанием" школьников, независимо от ваших желаний.

Консультации

Крайне важный момент, который только может встречаться — это оказание и проведение консультаций. Инструкция (должностная) социального педагога включает в себя данный пункт. Причем помогать и консультировать придется по разным вопросам.

Например, давать советы учителям и помогать им правильно организовывать занятия таким образом, чтобы они оказались интересны ученикам. Или же присутствовать на родительских собраниях и вести беседы относительно поведения каждого ученика в целом. Кроме того, иногда придется заменять детского психолога. Особенно если речь идет о социализации и приспосабливании к новому месту учебы. Это не адаптация, а именно установление контакта с преподавателями и сверстниками. В подобной ситуации социальный педагог — это тот, кто должен проконсультировать ученика и дать ему советы по общению. Причем очень важно наблюдать за эмоциональным состоянием школьника в этот момент.

На деле получается обычно так, что социальные педагоги просто ведут занятия и присутствуют на родительских собраниях. Особенно когда у детей наблюдаются проблемы с поведением или оценками. В таких случаях преподаватели действительно готовы дать консультации и рекомендации. В большинстве случаев они оказываются действенными и эффективными.

Читайте также:  Какие предметы нужны для юридического образования

Организация мероприятий

Если честно, то социальный педагог — это не только преподаватель. Это еще и хороший организатор. То есть, в обязанности такого сотрудника входит проведение и организация разных мероприятий. Например, праздничных.

Именно социальные педагоги должны заниматься поиском подходящего места проведения праздника, а также организовывать то или иное мероприятие. Разработка плана, продвижение идеи — все это обязанность нашего сегодняшнего сотрудника. Обычно с праздниками никаких проблем не возникает — достаточно провести опрос среди учителей, учеников и родителей, а затем подобрать максимально подходящее место.

Основная проблема организации мероприятий возникает тогда, когда они касаются образовательного процесса. То есть, социальный педагог обязан заботиться о проведении разных мероприятий по обучению и совершенствованию педагогов, а также учеников. Как правило, во внеурочное время. Хороший работник должен не только провести и организовать такое занятие, а еще и привлечь к нему "публику".

Трудоустройство

Также есть и еще одно очень специфичное дело, которое касается нашей сегодняшней профессии. Речь идет о помощи при трудоустройстве учеников. Методики социального педагога, как правило, должны помогать ребятам выбирать себе максимально подходящую профессию, а также удобное место для работы и построения карьерной лестницы.

Только вот на практике данную обязанность никто не соблюдает. Неужели сейчас можно представить себе ученика, который обратиться за помощью при трудоустройстве к социальному педагогу? Конечно же, нет. Таким образом, обычно поиск работы для школьника — это сугубо индивидуальная задача родителей и их детей, которая никоим образом не относится к социальным педагогам.

Но тут есть одно маленькое но. Зачастую такие сотрудники проводят специальные тесты на профориентацию. Результаты, в свою очередь, становятся очень хорошими помощниками и советчиками юным школьникам, служащими для выбора места работы. Можно сказать, современный социальный педагог в школе оказывает косвенную помощь ребятам в вопросе выбора профессии и поиска работы.

Анализ поведения

Социальный педагог — это не только учитель, совмещающий в себе навыки организатора и консультанта. Это еще и хороший аналитик. Он, как правило, должен следить за учениками и анализировать их поведение. В случае возникновения проблем — докладывать классному руководителю и родителям. И, разумеется, давать советы по устранению проблемы.

Данная обязанность на практике реализуется крайне редко. Ведь зачастую об отклонениях в поведении докладывают самые обычные учителя, которые проводят уроки в классах. Тем не менее профессиональный социальный педагог должен уметь вовремя начать "бить тревогу", а также правильно делать заключения относительно поведения ребенка. Очень хорошо в этом вопросе помогает психология.

Нужно ли

Вот мы и изучили с вами профессию социального педагога. Как видите, деятельность его крайне разнообразна, а ответственность — огромна. Поэтому приходится думать, стоит ли устраиваться на данную должность.

Однозначного ответа тут нет. Если у вас "душа лежит" к обучению детей и их воспитанию, то можете попробовать. Только будьте готовы к напряженному рабочему графику, а также нервной работе и маленькой зарплате. Как правило, социальные педагоги встречаются среди пожилых людей.

Молодые сотрудники не особо радуются данному месту работы. Можно сказать, со временем она начинает устаревать и теряет свою актуальность. В частности, из-за отсутствия профессиональных кадров. Оно и понятно — никто не станет специально учиться в вузе, чтобы потом зарабатывать копейки.

Уважаемые коллеги! Обясните пожалуйста, что должен делать социальный педагог в школе, кроме того, чтобы фиксировать нарушения дисциплины учащимися школы?

Комментарии

Роль социального педагога в школе

Спасибо Ольга Анатольевна. Я

Роль социального педагога в школе

Уважаемые коллеги, в Едином квалификационном справочнике должностей есть должностная инструкция социального педагога. Но дело в том, что каждый руководитель образовательного учреждения, в эту должностную инструкцию может внести другие функции и обязанности для социального педагога в зависимости того школа это, детский сад или школа-интернат. Все эти дополнения, конечно, вносятся с согласия первичного выборного профсоюзного органа.

Читайте также:  Срок исковой давности по платежам жкх

Я, как социальный педагог

Я, как социальный педагог школы, занимаюсь следующим: во-первых,формированием и пополнением материалов (так называемая накопительная база) на детей,состоящих на учете в ПДН, ВШУ, относящихся к категории "группа риска";
во-вторых, профилактическая работа с этими детьми: беседы, рейды на дом, организация и участие в Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
в-третьих, это плотная работа с инспектором ПДН, участие в городских и районных заседаниях;
в-четвертых, работа с классными руководителями в отношении неуспевающих и не посещающих занятия детей;
в-пятых, проведение различных социальных методик и тестов в каком-то классе, или группе, или ндивидуально;
в-шестых,работа с категориями "опекаемые дети", дети из многодетных семей, малообеспеченной категорией, помощь в оформлении социальных дотаций и т.д. и т.п. Владение законодательной базой и знание Закона об образовании, международной Конвенции по правам ребенка;
в-седьмых, составление социального паспорта школы и класса И еще куча всего.

Роль социального педагога в школе.

Татьяна Александровна,работа социального педагога в школе захватывает огромный спектр проблем,прежде всего это профилактика девиантного поведения,работа с семьями учащихся, защита прав и интересов детей, в том числе и в судебном порядке, работа с опекаемыми детьми. Все это сопровождается ведением документации по всем направлениям.В том числе и фиксированием нарушений дисциплины и пропусков занятий учащимися совместно с классными руководителями. Работа социального педагога эффективна при тесном сотрудничестве с классными руководителями и поддержки администрации ОУ, ну и конечно при межведомственном взаимодействии с специалистами различных учреждений.

Моя работа (я социальный

Моя работа (я социальный педагог в коррекционной школе-интернате) включает в себя несколько направлений. Во-первых, это контроль. Совместно с классными руководителями я веду учёт посещений учащимися занятий и выясняю причину отсутствия ребёнка в школе. Фиксирую нарушения дисциплины учащимися, узнаю, каковы их причины, веду учёт того, какие меры принимаются в отношении нарушителей. Много работы с документацией. Необходимо создать и иметь под рукой (а при необходимости корректировать) все необходимые в работе списки: учащихся, состоящих на различных учётах, проживающих в неблагополучных, малообеспеченных, неполных и многодетных семьях и т. д. и т. п. Организация отдыха и оздоровления детей — тоже одна из моих обязанностей. Так же, как и активное участие в профориентации будущих выпускников. Но самая главная работа — работа с самими детьми и их семьями. Встречи, профилактические беседы, обследования. И ещё, конечно, социальный педагог — это посредник между ребёнком и различными службами и учреждениями.

Социальный педагог –

Социальный педагог – сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.
Основной задачей социального педагога школы является:
— защита прав детей
— создание благоприятных условий для развития ребенка
— установление связей и партнерских отношений между семьей и школой

Профессиональные качества социального педагога
естественность
доброжелательность
эмпатия
открытость
деликатность
конкретность
Основные принципы деятельности социального педагога
принцип взаимодействия
принцип личностность-ориентированного подхода
принцип позитивного восприятия и принятия личности
— принцип конфиденциальности

СОЦИАЛЬНЫЙ
ПЕДАГОГ
эксперт
посредник
психотерапевт
помощник
друг
адвокат
общественный деятель
эксперт
советчик
тренер
Примерный перечень основных направлений деятельности социального педагога

Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.Социально-педагогическая защита прав ребенка.Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.
Социально-педагогическое консультирование.Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка.Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности)организационно-методическая деятельность.
Методы исследования в работе социального педагога
Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют всевозможные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и пр.

— метод наблюдения
— метод анкетирования
— метод интервью
— тестирование
— метод анализа документов

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector