Что является местом жительства гражданина по закону

Что является местом жительства гражданина по закону

1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Комментарий к Ст. 20 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

— защиты основ конституционного строя;

— защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

— обеспечения обороны и безопасности государства.

Цели, по которым могут быть ограничены гражданские и жилищные права граждан, «продублированы» в абз. 2 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ и ч. 3 ст. 1 ЖК РФ.

2. Комментируемая статья посвящена месту жительства гражданина. В соответствии с ней «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов». В свою очередь, ЖК РФ в ч. 4 ст. 1 указывает на то, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон о праве граждан на свободу передвижения) конкретизирует содержание понятия «место жительства» и устанавливает, что местом жительства являются: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ (далее — Ведомости СНД и ВС). 1993. N 32. Ст. 1227.

Чаще всего определить место, где гражданин постоянно проживает, достаточно просто. С некоторой степенью условности можно сказать, что это то место, где гражданин проживает всегда. Гораздо сложнее определить место жительства, если гражданин живет в разных местах. В этом случае требуется определить то место, где он проживает чаще всего (преимущественно).

Место жительства следует отличать от места пребывания. Под последним обычно разумеется гостиница, санаторий, пансионат, дом отдыха и т.п. В таких ситуациях все достаточно просто — понятно, что гражданин не может постоянно проживать в профилактории или в охотничьем домике (если, конечно, ему не предоставлено служебное жилье в этих объектах). Есть, однако, и более сложные ситуации, когда гражданин где-либо длительное время проживает и тем не менее местом жительства место его пребывания не считается. Так, местом жительства военнослужащих срочной службы признается то место, где они постоянно проживали до призыва. Местом жительства лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, учебных заведениях системы профессионально-технического образования и т.п., находящихся не в том месте, где граждане проживали до поступления в соответствующее учреждение, по общему правилу считается то место, из которого они прибыли. Местом жительства лиц, находящихся в следственных изоляторах, местах лишения свободы и т.п., считается то место, где они постоянно проживали до взятия под стражу.

3. С местом жительства гражданское и другое законодательство связывает вопросы исполнения обязательств, открытия наследства, подачу ряда исковых заявлений, получение пенсий и т.д. и т.п. При этом в отличие от правовой ситуации до принятия Конституции РФ 1993 г. отечественная правовая система менее жестко привязывает осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей к административному прикреплению граждан к определенному жилому помещению (прописке).

Вплоть до недавнего времени действовали многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку. Закон о праве граждан на свободу передвижения вместо прописки ввел регистрационный учет граждан России. При этом важно подчеркнуть, что данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Нормативные правовые акты и, соответственно, судебная практика почти всегда связывали право граждан на проживание в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было дано соответствующее разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» (п. 7) . Однако с принятием Закона о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и, как следствие, признана Конституционным Судом РФ неконституционной. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» указано, в частности, что поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.Н. Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом в ее деле нормами ЖК РСФСР.

———————————
См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М.: СПАРК, 1995. С. 171.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1708.

По делу было установлено, что гражданка Л.Н. Ситалова в течение пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гражданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.

В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен такового. Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан был следовать требованию ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ущемления законами прав и свобод человека и гражданина. Это имело непосредственное отношение к установленному в ЖК РСФСР порядку вселения в жилое помещение.

Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение «в установленном порядке» носило бланкетный характер. Неопределенность юридического содержания данного положения не позволяла ответить на вопрос о том, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождала произвольное понимание того, что оно означало по своему существу.

Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен устанавливать порядок вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.

Противоречива была также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоятельствах дела указанной категории разрешались судами по-разному, что влекло неодинаковые правовые последствия для граждан.

Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передвижения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения либо условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимался в правоприменительной практике исключительно как соблюдение положений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР).

Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его буквальном истолковании, так и в том смысле, который ему придавался сложившейся правоприменительной практикой, приводило к нарушению ст. ст. 18, 19 (ч. 1) Конституции РФ, а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. ст. 27, 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласовывалось с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст. 54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречила указанным конституционным нормам .

———————————
См. также Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // Российская газета. 17.04.1996. N 73.

Читайте также:  Право подписи на документах за руководителя

Уже после вынесения Конституционным Судом РФ названного выше решения Правительство РФ приняло Постановление от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» , а Министерство внутренних дел РФ утвердило соответствующую Инструкцию , в которых конкретизируются нормы Закона о праве граждан на свободу передвижения. Однако с сожалением приходится отметить, что еще преждевременно говорить об окончательном «уходе» прописки из нашей жизни. Еще действуют региональные документы, которыми местные власти пытаются регулировать прописку вопреки Конституции РФ и другим указанным выше актам.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.

Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Приказом Министра внутренних дел РФ от 23 октября 1995 г. N 393, зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 16 ноября 1995 г. N 980) // Российские вести. 07.12.1995. N 223.

4. Все сказанное о правилах комментируемой статьи главным образом относится к должному. Как это часто бывает, сущее не соответствует должному. В большинстве случаев на практике в качестве места жительства гражданина признается место регистрации. И отнюдь не только в силу юридической неграмотности, правового нигилизма и т.п.

Суд, изучив обстоятельства конкретного дела, может констатировать, что гражданин постоянно или преимущественно проживает (проживал) в определенном месте. Но как быть при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК)? Как поступать нотариусу при определении места открытия наследства, т.е. последнего места жительства наследодателя? Практически в таких и множестве иных ситуаций не остается ничего другого, кроме как считать, что местом жительства гражданина является место регистрации. Не случайно, к примеру, в нотариальной практике в качестве подтверждения факта места открытия наследства, т.е. места последнего постоянного жительства наследодателя, принимаются следующие документы:

— справка жилищно-эксплуатационной организации о регистрации гражданина по месту его жительства;

— справка органа местного самоуправления аналогичного содержания;

— справка с места работы умершего о месте его жительства;

— справка адресного бюро о регистрации гражданина по месту его жительства;

— справка жилищного либо жилищно-строительного кооператива;

— выписка из домовой книги;

— справка рай(гор)военкомата о том, где проживал гражданин до призыва на воинскую службу;

— справка органа социальной защиты населения о том, по какому адресу доставлялась пенсия наследодателю .

Монография Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцевой, П.В. Крашенинникова, Е.Ю. Юшковой, В.В. Яркова «Настольная книга нотариуса» (В двух томах) (том II) включена в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2004 (издание 2-е, исправленное и дополненное).

См.: Настольная книга нотариуса: Учебно-методическое пособие. В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: БЕК, 2003. С. 198.

В случае сомнений, при наличии спора установление факта места открытия наследства, т.е. последнего места жительства наследодателя, может быть произведено в судебном порядке по правилам установления фактов, имеющих юридическое значение (ст. ст. 264 — 268 ГПК РФ) .

———————————
См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд. М.: Статут, 2006. С. 525 — 535 (автор соответствующего комментария — И.Е. Манылов).

Это (ориентир на место регистрации) и не хорошо, и не плохо. Просто нет других критериев. Плохо, когда «регистрация по месту жительства» (прописка) воспринимается как нечто, определяющее жилищные и иные права.

К регистрации нужно относиться примерно так: если гражданин зарегистрирован (прописан) в определенном месте, то, наверное, он там проживает, — но отдавать себе отчет в том, что, может быть, данный гражданин живет в другом месте.

5. Как представляется, правило, сформулированное в п. 2 комментируемой статьи, не следует абсолютизировать. По общему правилу несовершеннолетние граждане (малолетние по ст. 28 ГК) проживают вместе с законными представителями. Вместе с тем нередко бывает и по-другому. Например, ребенок в связи с большой занятостью родителей проживает с бабушкой. Думается, в некоторых случаях возможно признание местом жительства малолетнего иного места, нежели то, где проживают его законные представители.

Под понятием места жительства понимается адрес постоянного проживания человека на основании определенных прав, предоставленных ему правоустанавливающими документами или родственными связями с собственниками данного жилья.

Важно не путать это понятие с местом временного пребывания человека, под которым понимается только определенный период места нахождения человека, когда он должен встать временно на учет и жить на определенной жилой площади на основании определенных видов договоров или родственной связи с собственником жилья.

Различия

Основное различие между двумя этими понятиями — время. Постоянное место жительства не имеет временных рамок и может быть прекращено только при определенных обстоятельствах.

А временное пребывание подразумевает получение временной регистрации, которая дается на определенный срок. После завершения срока действие регистрации прекращается. Сроки могут быть установлены на основании заключенных договоров, которые определяют законное время нахождения человека по определенному временному адресу.

Документом, который подтверждает постоянную регистрацию, является штамп в российском паспорте. Обязанность иметь такой паспорт закреплена на всеми гражданами РФ старше 14 лет.

Лицам до 14 лет, которые имеют только свидетельство о рождении, выдается дополнительный вкладыш в виде свидетельства о регистрации. При этом ребенок не может быть прописан один. Для его регистрации по данному адресу должен проживать хотя бы один из родителей.

Требования

Законодательными актами установлено право гражданина, согласно которому каждый дееспособный человек может самостоятельно выбрать место постоянного проживания. При этом законодательством установлены определенные критерии:

  • этим понятием называется место, где человек преимущественно или постоянно проживает;
  • жилым помещением, где человек может быть зарегистрирован, признается строение, отвечающее установленным нормативам и подпадающее под определение дома, квартиры, общежития;
  • данный жилой объект предоставлен жильцу на основании права собственности, договора аренды или найма, а также на основании согласия собственников жилья.

То есть основными характеризующими признаками постоянного места жительства являются:

  • постоянство проживания;
  • соответствие жилой площади установленным нормам;
  • основания для проживания в определенном месте.

Кроме того, что дееспособные граждане могут самостоятельно выбирать такое место жительство, другие недееспособные граждане получают прописку по месту регистрации их родителей, законных представителей, опекунов или попечителей.

Порядок регистрации

Данный порядок действий установлен правилами регистрации физических лиц, которые обязательны для соблюдения не только гражданами, но и регистрирующими органами.

Все передвижения граждан по территории РФ подлежат государственной регистрации. Данный процесс осуществляет миграционная служба. Законодательством установлена обязанность граждан регистрироваться в течение 7 дней с момента заселения в новое место. В случае временного пребывания в другом населенном пункте более 3 месяцев человек обязан получить временную регистрацию на планируемый срок пребывания там.

Порядок регистрации граждан следующий:

  1. Сбор необходимой документации.
  2. Написание заявления.
  3. Предоставление полного пакета бумаг в регистрирующий орган.
  4. Получение штампа в паспорт или свидетельства, если у человека отсутствует российский паспорт.

Наиболее сложным и занимающим время этапом является сбор нужной документации. Пакет бумаг может существенно отличаться в определенных случаях. Это зависит от того:

  • кто прописывается;
  • кому принадлежит жилое помещение.

Наиболее простым вариантом является регистрация собственника в своей недвижимости. Тогда необходимы следующие документы:

  • личный паспорт;
  • правоустанавливающие бумаги;
  • заявление;
  • если человек был заранее снят с учета, то он должен предоставить еще листок убытия.

В случае утери листка убытия заявитель может написать объяснительную, по какой причине у него отсутствует данный листок. Отсутствие этого документа не может быть основанием для отказа в регистрации.

Аналогичным образом человек может прописаться в неприватизированной квартире, но при условии, что он имеет заключенный на его имя договор найма жилого помещения. Тогда данный договор подается в качестве правоустанавливающего документа.

Более сложный пакет документов получается, когда прописывается не собственник жилья, а другой человек. В этом случае при его регистрации потребуется согласие всех собственников жилья, если оно приватизировано.

Если жилое помещение находится в собственности муниципалитета, то для оформления регистрации потребуется получение согласия всех зарегистрированных лиц по данному адресу, а также разрешение муниципалитета. В этом случае одобрение может быть дано в случае подтверждения родственных связей и обязательного наличия 10 квадратных метров жилой площади на каждого зарегистрированного гражданина.

Необходимость в регистрации

Помимо того, что законодательством предусмотрена система административных наказаний в виде штрафов за несвоевременную регистрацию, граждане ощутят отсутствие прописки и в других случаях.

Необходимость в наличии прописки может возникнуть в следующих ситуациях:

  • для регистрации браков и разводов;
  • для получения социального, медицинского обеспечения;
  • для получения среднего и дошкольного образования;
  • для постановки на учет в качестве налогоплательщика;
  • для трудоустройства;
  • для возможности распоряжаться в полном объеме своим имуществом, совершать любые сделки с ним;
  • обращаться в судебные органы, участвовать в исполнительном производстве;
  • для принятия наследства;
  • для реализации индивидуального предпринимательства;
  • для определения местожительства несовершеннолетних детей и иных недееспособных родственников;
  • для постановки на учет в качестве нуждающихся и малообеспеченных жителей;
  • для возможности получать официальные повестки, вызовы и прочее.
Читайте также:  Доступ к землям общего пользования

Важно знать, какая предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о своевременной регистрации своего места проживания. Для незарегистрированных граждан — 1500-2000 рублей. А для лиц, являющихся собственниками, у которых проживает такой гражданин, предусмотрен штраф 2000-2500 рублей.

Но чтобы доказать вину собственника жилья, должно быть документальное подтверждение того, что данный гражданин проживал именно по этому адресу. К таким доказательствам могут относиться договоры аренды или иные документальные подтверждения фактического проживания человека.

Где получить

Учетом местоположения и перемещения всех граждан на территории России занимается специальный государственный орган ФМС. Независимо от того, временная или постоянная необходима регистрация, все документы направляются именно в территориальные отделения данной службы.

Существует общая электронная база всех зарегистрированных граждан. Каждый раз в случае подачи документов об изменении сведений местоположения человека производится внесение изменений в эту базу. Также вся информация в обязательном порядке хранится в архивах на бумажных носителях.

Кроме самого отделения ФМС, документы можно подать через:

  • паспортный стол;
  • МФЦ;
  • портал государственных услуг.

Подача документов возможна и через представителя. Но для этого он должен иметь нотариальную доверенность на осуществление данных действий. Можно отправить бумаги и по почте. Но обязательно заверить копии всех документов у нотариуса. При подаче заявки через интернет нужно будет явиться в отделение ФМС и проставить регистрационный штамп в паспорт. Для лиц, не имеющих паспорта, будет подготовлено к выдаче свидетельство.

1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Комментарий к статье 20 Гражданского Кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 27 Конституции "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства". Следовательно, закон разграничивает место пребывания гражданина и место его жительства. В первом он находится временно — гостиница, санаторий и т.п. Вторым является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные жилые помещения (см. гл. 18 ГК).

2. С целью обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод и исполнения ими своих обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством установлена регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713 (СЗ РФ, 1995, N 30, ст. 2939). Для регистрации в органы внутренних дел необходимо предъявить документ, удостоверяющий право на вселение, — ордер, договор, заявление лица, предоставляющего жилое помещение, и др., а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и заявление установленной формы (Закон РФ от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" — Ведомости РФ, 1993, N 32, ст. 1227).

Нормативные акты о прописке утратили силу. Граждане, прописанные по месту постоянного жительства, считаются прошедшими регистрацию. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Например, О. приобрела по договору купли-продажи в Москве однокомнатную квартиру. Паспортный отдел ГУВД Москвы отказал ей в регистрации, сославшись на то, что квартира не освобождена и О. не уплатила значительный по сумме городской сбор, установленный законом Москвы. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала отказ неправомерным, т.к. он не соответствует ст. 27 и 55 Конституции. В определении Судебной коллегии указывается, что О. как собственница квартиры должна быть зарегистрирована независимо от каких-либо условий. Требование уплаты сбора в таком большом размере является незаконным ограничением конституционного права человека на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства (Бюллетень ВС РФ, 1996, N 3, с. 4).

3. Местом жительства несовершеннолетних является место жительства их родителей. При их раздельном проживании родители определяют, с кем из них будет проживать ребенок, а в случае спора — суд, исходя из интересов и с учетом мнения детей (п. 3 ст. 65 Семейного кодекса). Местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства опекуна, кроме случаев, когда подопечные находятся в воспитательном или лечебном учреждении (см. ст. 35, 36 и коммент. к ним).

4. Несовершеннолетние, достигшие 14 лет, и граждане, находящиеся под попечительством, могут выбрать место своего жительства с согласия родителей или иных попечителей. Однако ст. 36 ГК предусматривает возможность их раздельного проживания с подопечным только после достижения последним 16-летнего возраста и с разрешения органа опеки и попечительства, тогда как п. 2 комментируемой статьи ограничивает этот возраст 14 годами, что свидетельствует о несогласованности этого вопроса в ГК. Семейный кодекс вообще не предусматривает возможности раздельного проживания несовершеннолетних с их законными представителями. По-видимому, несовершеннолетние с 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью, могут выбирать место жительства с согласия законных представителей в соответствии с положениями ст. 26 (см. коммент. к ней).

5. В России в 2002 г. были ужесточены правила временного проживания иностранцев и лиц без гражданства на ее территории. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установил, что временное проживание иностранного гражданина в России определяется сроком действия выданной ему визы в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Иностранные граждане должны зарегистрироваться в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведующего вопросами внутренних дел, по месту проживания и получить вид на жительство, за исключением некоторых граждан (ст. 25 Закона). Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 789 (СЗ РФ, 2002, N 45, ст. 4516) утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание — вида на жительство, удостоверяющего личность лица и подтверждающего его право на проживание на территории России, на свободный выезд и возвращение. Для этого необходимы определенные условия, в частности наличие средств или доходов, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в России прожиточный минимум, свидетельства об отсутствии у заявителя ВИЧ-инфекции или иных инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и др.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (СЗ РФ, 2003, N 2, ст. 159) уточнил некоторые положения получения виз и оформления разрешения на въезд в Российскую Федерацию.

Особые правила установлены для лиц, которые меняют место жительства не в индивидуальном порядке, а в связи со стихийными бедствиями, неблагоприятными социальными условиями или другими причинами (вынужденные переселенцы, беженцы). Таким лицам органы государственного управления обязаны оказывать помощь во временном поселении и приобретении нового жилья (см. Закон РФ "О вынужденных переселенцах" в ред. Федерального закона от 20.12.95 N 202-ФЗ (СЗ РФ, 1995, N 52, ст. 5110); Закон РФ "О беженцах" в ред. Федерального закона от 28.06.97 N 95-ФЗ (СЗ РФ, 1997, N 26, ст. 2956); Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 (СЗ РФ, 2000, N 46, ст. 4562); Постановления Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" и от 09.04.2001 N 275 "О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании" (СЗ РФ, 2001, N 16, ст. 1603, 1604).

6. Место жительства граждан имеет большое правовое значение. С ним связано признание гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК) и объявление умершим (ст. 45 ГК). Место жительства определяет подсудность при разрешении споров в арбитражном суде (ст. 35, 36 АПК) и суде общей юрисдикции (ст. 117, 118 ГПК), по нему определяются место исполнения обязательств (ст. 316 ГК), место открытия наследства (ст. 1115 ГК) и другие права и обязанности граждан.

Читайте также:  Кто подает заявление о банкротстве юридического лица

Конституционный Суд РФ признал несоответствующим Конституции и недействительным подп. 1 п. 3 ст. 9 Закона РФ "О вынужденных переселенцах", согласно которому статус вынужденного переселенца утрачивается при осуждении гражданина за совершенное преступление (Постановление КС РФ от 21.11.2002 N 15-П — СЗ РФ, 2002, N 48, ст. 4829). В том же Постановлении суда указано, что заявитель А. Мкртычан, имеющий статус вынужденного переселенца, который приобрел новое жилое помещение на денежную компенсацию за утраченное в г. Грозный жилье и имущество, утратил права на жилище в центре временного размещения переселенцев.

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, не оформившие в установленном законом порядке право жить в России, могут быть подвергнуты административному выдворению за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП).

Порядок административного выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации определен в ст. 34 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Другой комментарий к статье 20 ГК РФ

1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право "выбирать место пребывания и жительства" (ст. 27 Конституции). Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. от 02.11.2004) рассматривает как место пребывания гражданина гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическую базу, больницу, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно. К месту жительства относятся: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Федеральный закон от 20.03.2001 N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (в ред. от 30.12.2001) относит к жилищам индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Следовательно, местом жительства признается место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно. Для первого характерна его несменяемость в течение более или менее стабильного времени, отличительным признаком второго является относительное постоянство по сравнению с продолжительностью проживания в других местах. Постоянное и преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было.

———————————
Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1227.
СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1140; N 52 (ч. 1). Ст. 4924; 2002. N 1. Ст. 2.

Определению места жительства гражданина служит его регистрационный учет (ранее так называемая прописка) как по месту пребывания, так и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Такой учет должен обеспечить необходимые условия для реализации гражданином его прав и свобод, а также исполнение им обязанностей перед другими гражданами. Однако регистрация или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией, законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ (ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"). Основания ограничения права гражданина на выбор места жительства являются исчерпывающими и перечислены в ст. 8 названного Закона.

Регистрация гражданина по месту его жительства осуществляется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (в ред. от 22.12.2004) . Право гражданина на выбор места жительства подлежит защите в случае его нарушения в соответствии со ст. 9 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ст. 150 ГК. Действие или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающее право гражданина на выбор места жительства, может быть им обжаловано в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.

———————————
СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939; 1996. N 18. Ст. 2144; 1997. N 8. Ст. 952; 2000. N 13. Ст. 1370; 2002. N 34. Ст. 3294; 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5493.

2. Местом жительства несовершеннолетних, не имеющих паспорта (до достижения 14 лет), признается место жительства их родителей (усыновителей).

Если родители несовершеннолетнего вместе не живут, место жительства ребенка, подростка определяется местожительством того из родителей, с которым он находится постоянно. При отсутствии на этот счет согласия между родителями спор разрешается судом по правилам, предусмотренным семейным законодательством.

Поскольку опекун (попечитель) не приобретает права на жилую площадь подопечного, местом постоянного жительства последнего все-таки будет то, где он находился до передачи под опеку (попечительство), за исключением случаев, когда в результате обмена или по другим основаниям произошло объединение их жилой площади. Когда опекун (попечитель) соблюдает свою обязанность находиться вместе со своим воспитанником, правильнее говорить о временном проживании несовершеннолетнего в семье опекуна (попечителя) либо, наоборот, опекуна (попечителя) в доме своего подопечного. Что же касается правил относительно места жительства несовершеннолетних, переданных на воспитание в приемную семью, то на этот счет в ГК существует пробел. Специфика возникающих при этом правоотношений и предпосылок их появления позволяет сделать вывод, что в приемной семье воспитатель и воспитанник имеют одно и то же место жительства.

3. В последние годы особое значение стали приобретать проблемы, связанные с определением места жительства вынужденных переселенцев. В соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (в ред. от 22.08.2004) было принято Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 , где сказано: "Вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбирать место жительства на территории Российской Федерации, проживать в установленном порядке у родственников или иных лиц при условии их согласия независимо от занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади".

———————————
Ведомости РФ. 1993. N 12. Ст. 427; СЗ РФ. 1995. N 52. Ст. 5110; 2000. N 33. Ст. 3348; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (ч. 2). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607.
СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 3294; 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5493.

4. Российское законодательство не оставляет без внимания и прибывших на территорию РФ беженцев. Им посвящен Закон РФ от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" (в ред. от 22.08.2004) . Беженцам предоставляется право пользования жилым помещением, предоставляемым в порядке, установленном Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения. Свобода выбора места проживания прибывших на территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства определяется в соответствии с Федеральными законами от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 03.01.2006) и от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 02.11.2004) .

———————————
Ведомости РФ. 1993. N 12. Ст. 425; СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 2956; 1998. N 30. Ст. 3613; 2000. N 33. Ст. 3348; N 46. Ст. 4537; 2003. N 37 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.
СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4447; 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 2. Ст. 170.
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 303; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377.

Активизация миграционных процессов вызвала необходимость иммиграционного контроля, осуществляемого Федеральной миграционной службой России и ее территориальными органами, с целью предупреждения неконтролируемой миграции на территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Действует эта служба в соответствии с Положением об иммиграционном контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.09.1994 N 1020 . Иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается вид на жительство в соответствии с Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794 .

———————————
СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2384.
СЗ РФ. 2003. N 45. Ст. 4520.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector