Что относится к бсо в бюджетном учреждении

Что относится к бсо в бюджетном учреждении

Счет 03 "Бланки строгой отчетности" (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора.

Из содержания п. 118 Инструкции N 157н следует, что к бланкам строгой отчетности могут быть отнесены только те бланки, в отношении которых выполняются следующие условия.

1. Форма бланка должна быть утверждена правовым актом уполномоченного органа власти и в числе прочих реквизитов обязательно должна содержать номер, серию.

2. Бланки должны быть изготовлены типографским способом.

3. Бланки должны иметь степень защиты.

4. Уполномоченным органом власти должны быть установлены специальные требования по хранению, выдаче и уничтожению бланков.

Примечание

Организации госсектора, не являющиеся органами власти, могут самостоятельно утвердить форму бланка строгой отчетности, а также специальные требования по его хранению, выдаче и уничтожению. Однако это возможно только в случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 118 Инструкции N 157н).

Перечисленным выше условиям соответствуют, в частности, следующие виды бланочной продукции строгой отчетности:

— бланки листков нетрудоспособности;

— трудовые книжки (вкладыши к ним);

Кроме того, как бланки строгой отчетности могут учитываться некоторые виды носителей информации, не удовлетворяющие полностью приведенным выше условиям, например, транспортные или топливные карты (см. например, письмо Минфина России от 12.10.2012 N 02-06-10/424).

Перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 337 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 27.11.2014 N 02-07-10/60399).

Согласно п.п. 332, 337 Инструкции N 157н бухгалтерский учет бланков строгой отчетности ведется по простой системе на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности":

— в условной оценке: один бланк, один рубль;

— по стоимости приобретения бланков (в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики).

Бланки строгой отчетности используются госучреждением в его повседневной деятельности. Так, например, прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится учреждением по бланкам строгой отчетности, утвержденным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации — по Квитанциям (ф. 0504510) (п. 167 Инструкции N 157н; Методические указания — Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н, далее — Указания N 52н).

Внимание

Порядок работы с различными бланками строгой отчетности может определяться отдельными нормативными правовыми актами (см. письмо Минфина России от 01.12.2015 N 02-01-09/69842). Например, при организации учета бланков строгой отчетности, на основании которых осуществляется прием наличных денежных средств в кассу госучреждения, следует руководствоваться Положением об осуществлении наличных денежных расчетов. утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее — Положение N 359).

Далее кратко рассмотрим основные требования Положения N 359 по организации работы с бланками строгой отчетности во взаимосвязи с положениями Инструкции N 157н.

В соответствии с п. 14 Положения N 359 руководитель организации заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом руководитель организации создает условия, обеспечивающие сохранность бланков документов.

Согласно п. 15 Положения N 359 бланки документов, поступившие в организацию, принимаются ответственным работником в присутствии комиссии, образованной руководителем организации. Приемка производится в день поступления бланков документов. При приемке осуществляются следующие мероприятия:

— проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.);

— составляется акт приемки бланков документов.

Акт, утвержденный руководителем организации, является основанием для принятия бланков документов на учет ответственным сотрудником. Поскольку форма данного документа действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена, она может быть разработана госучреждением самостоятельно с учетом требований п. 7 Инструкции N 157н. При этом за основу можно взять, например, Акт о приемке материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220).

Порядок передачи бланков строгой отчетности от одного ответственного лица к другому должен быть установлен соответствующим локальным нормативным актом. Такая передача также может быть оформлена, к примеру, требованием-накладной (ф. 0504204) или Актом приема-передачи бланков документов.

Бланки документов хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается (п. 16 Положения N 359).

В соответствии с требованиями п. 338 Инструкции N 157н аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045):

— по каждому виду бланков строгой отчетности;

— в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц и мест хранения.

Кроме того, в соответствии с Указаниями N 52н учет бланков строгой отчетности ведется по видам, сериям и номерам с указанием даты получения (выдачи) бланков строгой отчетности, условной цены, количества, а также подписи получившего их лица.

На основании данных по приходу и расходу бланков строгой отчетности выводится остаток на конец периода. Листы книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации, а также скреплены печатью (штампом) (п. 13 Положения N 359).

Внимание

В отношении отдельных видов бланков строгой отчетности нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены дополнительные формы аналитического учета.

Так, например, согласно п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.07.2008 N 579, бланки исполнительных листов подлежат учету (по сериям и номерам) в журнале учета бланков исполнительных листов.

Выбытие бланков строгой отчетности при их оформлении (выдаче), передаче иному юридическому лицу, ответственному за их оформление (выдачу), а также в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи, принятием решения об их списании (уничтожении) производится на основании Акта (Акта приема-передачи, Акта о списании) по стоимости, по которой бланки строгой отчетности были ранее приняты к учету (п. 337 Инструкции N 157н).

Так, в соответствии с Указаниями N 52н списание бланков строгой отчетности, в том числе испорченных, оформляется Актом о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).

Акт (ф. 0504816) подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения.

Упакованные в опечатанные мешки копии документов, подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, должны храниться не менее 5 лет. По окончании срока хранения, но не ранее истечения месяца со дня проведения инвентаризации копии документов можно уничтожить на основании соответствующего акта, составленного комиссией, образованной руководителем (п. 19 Положения N 359). Таким образом, израсходованные, а также испорченные бланки квитанций ф. 0504510) списываются по Акту (ф. 0504816). При уничтожении данных документов может составляться отдельный акт (см. также п. 2 письма Минфина от 30.11.2015 N 02-07-10/70056). Дата уничтожения отражается в Акте (ф. 0504816).

Инвентаризация бланков документов осуществляется в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств (п. 17 Положения N 359, п. 332 Инструкции N 157н). Порядок инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности установлен п.п. 3.39 — 3.43 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Указания N 49). В соответствии с п. 3.41 Указаний N 49 проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Читайте также:  Оплата счетов через казначейство

Для отражения результатов инвентаризации бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений с учетными данными применяется Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086).

Выявленные расхождения отражаются в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), на основании которой может быть оформлен Акт о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).

Формы упомянутых выше документов утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.

Вряд ли существует бюджетная организация, не использующая в процессе деятельности БСО. К таковым причисляется обширный спектр документации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что представляют в 2019 году бланки строгой отчетности в бюджетном учреждении? При исполнении уставных задач бюджетные организации применяют немало различной документации.

Отдельные виды документации создаются исключительно на бланках строгой отчетности. Конкретного определения данному типу документов закон не дает.

Содержание

Но можно определить их как формы с присутствием уникальных идентификационных номеров, которые подвергаются специальному учету. Что такое в 2019 году БСО для организаций бюджетной сферы?

Основные моменты ↑

Для каждой отдельной отрасли создаются специальные нормативные акты, касающиеся учета документации строгой отчетности.

Если проанализировать информацию о БСО в общем, то можно определить главные правила относительно бюджетного учета таких бланков.

Во-первых, требуется назначение ответственного лица по учету БСО. Также требуется формирование специальной комиссии. Ее задачей является принятие, инвентаризация, выдача и списание бланков этого типа.

Обязательным требование считается и обеспечение условий для соблюдения всех законодательно установленных требований по вопросам безопасного хранения БСО.

И все же самым важным моментом является информированность о самом понятии БСО. Нужно знать, что это такое, когда и для чего можно их применять, как учитывать и как списывать.

Определения

Бланком строгой отчетности, или кратко – БСО, именуется документ, который подтверждает получение оплаты денежными средствами.

В определенных случаях он заменяет кассовый чек. Также под понятием БСО подразумевается полиграфическая продукция, защищенная от подделок.

В бюджетных организациях строго подотчетными бланками считаются доверенности, выдаваемые для приобретения материальных ценностей или продуктов питания.

Эти документы подлежат регистрации в специальном журнале учета. Выдаваться они могут лишь под роспись ответственного лица.

К БСО в бюджетной организации относятся и документы, содержащие цифровую идентификацию или буквенную серию, утвержденные нормативами и правовыми актами органов власти.

То есть любые документы, изготавливаемые в типографии по законодательно утвержденным образцам можно считать бланками строгой отчетности.

Соответственно ст.17 п.1 пп.13 ФЗ №128 деятельность, предполагающая изготовление таких документов как БСО, требует лицензирования.

Бюджетные учреждения вправе изготавливать бланки строгой отчетности во всякой типографии, обладающей лицензионным разрешением на полиграфическую деятельность.

Ответственным лицом за сохранение БСО признается руководитель учреждения или иные сотрудники по письменному распоряжению руководства.

Постановлением Минфина РФ №359, регламентирующим изготовление и применение БСО, определяются основные реквизиты данных документов.

К ним относятся:

  • название бланка, серия и шестизначный номер;
  • наименование организации, организационно-правовая форма;
  • адрес нахождения юрлица или органа, способного без доверенности представлять учреждение;
  • ИНН субъекта;
  • тип услуги;
  • цена услуги в денежном эквиваленте;
  • величина оплаты наличными средствами и платежными картами;
  • дата расплаты и создания документа;
  • должность, Ф.И.О. лица, ответственного за свершение операции, его личная подпись и печать учреждения;
  • прочие реквизиты, характеризующие специфичность услуги.

Процедура учета БСО определяется определенными правилами, приведенными в Постановлении Минфина РФ №359. Их сущность заключается в том, что всякий бланк уникален, с не повторяющимся номером.

Учитываются бланки строгой отчетности в особом журнале. Принципиальный смысл уникальность БСО и правильный учет несет для налогового учета.

Что относится к бюджетным организациям

Бюджетными считаются все федеральные, региональные, муниципальные учреждения, содержащиеся за бюджетный счет.

То есть любая организация, финансируемая из бюджета и подчиненная частично или полностью Министерству финансов. Бюджетное учреждение это организация некоммерческая.

Она создается РФ, субъектом РФ либо муниципальным образованием для предоставления услуг для обеспечения исполнения предопределенных российским законодательством полномочий органов государственной власти или местного самоуправления в области образования, науки, культуры, здравоохранения, занятости населения, соцкультуры, спорта, физической культуры и иных направлений.

В доходно-расходной смете бюджетной организации должна отображаться вся прибыль учреждения, как обретаемая из бюджета или внебюджетных госфондов, так и получаемая в процессе предпринимательской деятельности.

Под предпринимательством понимается оказание услуг на платной основе или доход, полученный от эксплуатации государственной собственности, зафиксированной за организацией.

Нормативная база

На данное время изготовление и использование БСО регламентируется Постановлением Минфина РФ №359 от 21.05.2008.

Важнейшие моменты данного документа таковы:

  • раньше применявшиеся бланки строгой отчетности не признаются;
  • нужные формы бланков могут разрабатываться непосредственно предпринимателями;
  • бланк должен обладать необходимыми реквизитами;
  • печатающая БСО типография обязана проставить на них свои данные, список каковых утвержден.

Что касается строго подотчетных бланков бюджетных учреждений:

Трудовые книжки и вкладыши к ним Учитываются и сохраняются по «Правилам ведения и хранения трудовых книжек …», ратифицированным Постановлением Правительства №225 от 16.04.2003. По этому документу для учета употребляется специальная книга учета движения данных бланков и приходно-расходная книга учета. Формы данных учетных книг определены Постановлением Минтруда РФ №69 от 10.10.2003
Учет и сохранение бланков листов нетрудоспособности Регламентирует «Инструкция …», подтвержденная Приказом ФСС РФ и Минздрава РФ №18/29 от 29.01.2004. Для учета применяются книги – прихода и расхода бланков, получения, распределения
Бланки документов об уровне образования учитываются в соответствии с несколькими нормативами Но в целом порядок учета и сохранения аналогичен – используется специальный реестр, выдача отображается в книгах регистрации и учета

Сохраняться все БСО должны при отсутствии несанкционированного доступа. Для этого используются специально оснащенные помещения, металлические шкафы с замковыми механизмами или сейфы.

Перечень бланков строгой отчетности в бюджетном учреждении ↑

Бланки строгой отчетности разделить условно нужно на подтверждающие личность документы и бумаги, свидетельствующие о действиях относительно личности.

Так по законодательным нормам РФ физическим лицам выдаются такие БСО как:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорт;
  • свидетельство о заключении брака;
  • аттестат об образовании;
  • диплом и прочее.

При осуществлении хозяйственно-финансовой деятельности бюджетных учреждений используются такие строго отчетные бланки как:

  • служебные удостоверения;
  • трудовые книжки;
  • топливные талоны.

Когда госучреждением получается оплата за оказываемые населению услуги без использования ККТ, то выдаются удостоверяющие квитанции либо подобные официальные бумаги, подтверждающие проплату.

БСО в бюджетных организациях довольно многообразны. Причем всякий вид бланков обладает определенными особенностями относительно своего движения, хранения и выдачи.

Тем не менее, существуют общие нормы, применимые к любым БСО в бюджетном учреждении.

Как ведется учет

Порядок учитывания БСО устанавливает Инструкция №157н. Бланки по ее положениям учитываются на забалансовом счете 03. Он так и именуется – «Бланки строгой отчетности».

Именно здесь учитывают абсолютно все БСО, хранящиеся в учреждении и сотрудникам отпускаемые под отчет. Оприходование бланков строгой отчетности в бюджетном учреждении ведется условно, по стоимости в один российский рубль за каждый бланк.

В отдельных случаях принятая учетная политика может предполагать учет БСО по стоимости их приобретения.

При новом получении бланков данный процесс отображается на основе накладных или актов исполненных работ поставщиком на дебете счета 302 09 830. Вместе с тем покупка бланков регистрируется в дебетовой части счета 03.

Для всякого вида БСО заводится отдельная Книга по учету. В нее записывается тип бланка, соответствующие ему серия и номер, место сохранения, дата выдачи.

По окончании определенного срока на основании Книги определяется остаток. Листы таких Книг пронумеровываются, Книги прошнуровываются и опечатываются сургучом в виде печати.

Читайте также:  Как рассчитывается льготный стаж

Численность листков непременно удостоверяет руководитель своей подписью. Ежемесячно создается журнал по остальным операциям счета 03. Этот журнал обязательно подшивают совместно с документами, удостоверяющими движения БСО.

Как их списать

Порченные и ненужные бланки строгой отчетности подлежат списыванию с непременным оформлением акта о списании. Этот документ должны подписать все члены специальной комиссии.

Ратифицирует акт руководитель бюджетного учреждения. Если БСО испорчены в процессе деятельности либо не могут использоваться из-за некачественной печати, то элементарно выкинуть их воспрещено.

Такие бланки перечеркиваются по диагонали и сохраняются в сейфе до официальной процедуры уничтожения.

Что касается списания стоимости таких бланков в бюджетных учреждениях, действительная стоимость списывается на затраты по коду 226 о прочих услугах.

Основанием служит Экономический классификатор расходов, утвержденный Приказом Минфина РФ №190н от 28.12.2010.

Порядок уничтожения

Списание бланков строгой отчетности в бюджетном учреждении реализовывается на основании надлежащего акта. Акт для списания БСО готовится самим учреждением.

В документе указывается:

  • номер акта;
  • материально ответственный сотрудник;
  • название организации;
  • перечень членов комиссии с указанием должностей и Ф.И.О.;
  • номера бланков;
  • причины уничтожения;
  • даты списания.

Завершает акт указание количества бланков, подлежащих уничтожению (цифрами и прописью). Затем документ подписывают члены комиссии, подписи расшифровываются, и ставится дата.

БСО уничтожаются на основании составленного и заверенного акта. Уничтожение подразумевает материальную гибель бумаг без последующей возможности воссоздания. Можно пропустить списанные бланки через шредер либо сжечь.

Осуществление передачи

Все БСО, не прилагаемые к кассовым отчетам, передаются материально-ответственным сотрудникам в бухгалтерию учреждения в сгруппированном виде вместе с предоставлением заборно-контрольных листов.

Сохраняться документы строгой отчетности, удостоверяющие прием наличных средств, должны в упакованном виде на протяжении пятнадцати дней с момента конечной инвентаризации и сверки товарного отчета.

Книги по учету БСО, товарные отчеты и прилагаемая документация строгой отчетности сохраняется в учреждении не меньше пяти лет.

После истечения периода сохранения БСО, подлежащие уничтожению, передаются по акту о списании организациям по заготовке вторсырья либо уничтожаются самостоятельным образом.

Обязательно к акту списания и передачи прикладывается документ об уничтожении БСО.

Проведение инвентаризации

Соответственно негласному правилу, списывать строго подотчетные бланки удобнее спустя месяц после проведения комплексной инвентаризации, которая предшествует созданию годового отчета.

При этом нужно инвентаризировать все имущество, относящееся к собственности организации. Такой порядок не является обязательным, но такой процесс существенно сберегает рабочее время.

В процессе комплексной инвентаризации применяются такие виды описей как инвентаризационная опись:

Основных средств ф.ИНВ-1
ТМЦ ф.ИНВ-3
ТМЦ, принятых к ответственному хранению ф.ИНВ-5
Драгметаллов, присутствующих в деталях, полуфабрикатах и иных изделиях ф.ИНВ-8а
Ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности ф.ИНФ-16

Инвентаризация БСО предполагает строгий порядок в действиях:

  1. Руководящим лицом создается приказ о проведении инвентаризации.
  2. С материально ответственных сотрудников берутся расписки о сохранности доверенного имущества и готовности его для обследования.
  3. Ревизует фактическое наличие, таковое сверяется со сведениями аналитического учета.
  4. Оприходуются избытки, списываются нехватки.
  5. С ответственного работника берутся нужные пояснения.

Производится инвентаризация при членах комиссии. Они должны по завершении проверки подписать сверку. При инвентаризации проверяется не только соответственность учетных показателей и реального количества.

Непременно проверяется верность оформления БСО – наличие непременных реквизитов, соответствие прописанных сумм записям кассовой книги, отсутствие поправлений, сохранность попорченных бланков.

Какой лимит наличных расчетов между юридическими лицами в 2019 году, читайте здесь.

Как осуществляются расчеты между юридическими и физическими лицами наличными, смотрите здесь.

Также проверяется при инвентаризации ведение количественного учета, правильность оформления Книг учета. Обязательной проверке подлежит процесс хранения БСО.

Инвентаризационная опись обычно готовится в двух экземплярах. Но если происходит смена ответственного сотрудника, то требуется составлять три экземпляра инвентаризационной описи.

Один предназначен – для передающего БСО работника, другой – для принимающего, а третий – для бухгалтерии.

Спустя месяц по прошествии инвентаризационной сверки может быть собрана комиссия для уничтожения БСО.

Она проверит все просроченные, подпорченные и использованные бланки, определит их точное количество и подготовит акт для списывания и уничтожения ненужной уже документации.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    В своей повседневной работе бухгалтер бюджетной сферы сталкивается с множеством документов, учет которых в той или иной степени регламентирован государством. В этом смысле среди всей первички особняком стоят бланки строгой отчетности, которые используются в учреждениях всех отраслей: в медицине, образовании, правоохранительных органах и т.п. Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет», рассказывает об основных требованиях к обороту бланков строгой отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях. (Также см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).

    Что такое БСО

    Бланки строгой отчетности (БСО) — разновидность документов, которые используются для фиксации состояния либо права на что-либо, подтверждения полученного статуса и пр. БСО подлежат особому учету, поэтому они в обязательном порядке содержат набор идентификационных параметров:

    • сведения об утверждении формы бланка;
    • наименование документа;
    • серия, номер.

    Дублировать серии и номера на бланках, имеющих отрывные части, запрещено. Исключение — бланки, которые заполняются в двух экземплярах с применением копировальной бумаги. Там идентификационные параметры повторяются. (Также см. статью о БСО в коммерческих организациях «Как создавать и учитывать бланки строгой отчетности»).

    В деятельности учреждения можно выделить три направления, связанные с учетом бланков строгой отчетности:

    • текущая финансово-хозяйственная деятельность;
    • оформление трудовых отношений с работниками;
    • расчеты с населением.

    Единого реестра БСО в России пока не существует. Основные формы бланков, которые часто используются в бюджетной сфере:

    • квитанции (выдаются вместо чека ККТ при расчетах с населением за оказанные услуги);
    • билеты и абонементы на зрелищные мероприятия;
    • трудовые книжки и вкладыши к ним;
    • удостоверения;
    • военные билеты;
    • медицинские книжки;
    • родовые сертификаты;
    • листки нетрудоспособности;
    • санаторно-курортные путевки;
    • аттестаты, дипломы;
    • ценные бумаги;
    • топливные карты и пр.

    Активнее всего бланки строгой отчетности используются в медицинских и образовательных учреждениях. Однако такие документы, как трудовые книжки или листки нетрудоспособности, необходимы в учреждениях любой отраслевой принадлежности. Это значит, что бухгалтер должен обладать полным спектром знаний об обращении, учете и хранении БСО. Конкретный набор документов для той или иной организации зависит от специфики ее деятельности и утверждается руководителем.

    Читайте также:  Если 2 группа инвалидности какая пенсия

    Нормативные правовые акты

    Для бухгалтера основополагающими нормативными правовыми актами (НПА), которые регулируют учет бланков строгой отчетности в бюджетных учреждениях, являются несколько инструкций:

    • инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н;
    • инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н;
    • инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н;
    • инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.10 № 183н.

    Кроме того, необходимо знать отраслевые НПА, которые регламентируют структуру конкретных бланков, правила их заполнения, учета и хранения. Так, если форма школьного аттестата утверждена государственным органом (приказ Минобрнауки России от 27.08.13 № 989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним»), следует применять именно ее. Аналогичные приказы действуют для документов о высшем образовании, трудовых книжек, листков нетрудоспособности и других БСО.

    Где взять бланки строгой отчетности

    Обеспечивать себя необходимыми бланками строгой отчетности бюджетные учреждения должны самостоятельно. Как было сказано выше, если необходимая форма БСО утверждена госорганом, применять можно только ее. В этом случае организация приобретает нужное количество бланков у их производителя. Данные о них размещены на сайте ФНС России в разделе «Лицензии, разрешения, реестры».

    Казенные и бюджетные учреждения в вопросах приобретения бланков должны опираться на положения федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а автономные — федерального закона от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    Второй вариант — самостоятельно разработать и изготовить отдельные виды бланков, например служебные удостоверения. Согласно положению об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (постановление правительства РФ от 06.05.08 № 359), чтобы сформировать БСО, можно использовать автоматизированные системы. Печатать можно только типографским способом. Однако надо учитывать, что к автоматизированной системе предъявляется огромное число требований: защита от несанкционированного доступа, возможность сохранять уникальный номер и серию бланка и пр. Поэтому государственные (муниципальные) учреждения зачастую предпочитают приобретать уже готовые документы.

    Расходы, связанные с изготовлением и/или приобретением бланков, бухгалтер должен отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

    Почтовые марки или маркированные конверты относят к денежным документам и учитываются на счете 0 201 35 000 «Денежные документы».

    Как и где хранить БСО

    Один из необходимых шагов на начальном этапе работы с БСО — назначить ответственных. Руководитель своим приказом формирует специальную комиссию, в обязанности которой входит контроль за оборотом бланков. С каждым членом комиссии заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Форма договора стандартна, она утверждена постановлением Минтруда России от 31.12.02 № 85.

    Любое учреждение, которое использует в своей деятельности БСО, обязано обеспечить определенные условия для их хранения: в оборудованных сейфах, металлических или деревянных, обитых железными листами, шкафах или, в случае большого количества БСО, в опломбированных помещениях. Условия содержания должны исключать возможность несанкционированного доступа посторонних лиц к документации.

    Для отдельных видов бланков существуют специальные правила. Например, для учета «больничных листов» разработана инструкция о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения (приказ ФСС России и Минздрава России от 29.01.04 № 18/29). А учет и хранение трудовых книжек и вкладышей к ним регламентируют правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателя (постановление правительства РФ от 16.04.03 № 225).

    Хранить копии/корешки бланков учреждение должно в течение 5 лет. После этого срока их можно утилизировать, однако делать это можно только через процедуру инвентаризации.

    Бухучет бланков строгой отчетности

    Согласно упомянутым выше инструкциям по применению планов счетов, изготовленные или приобретенные бланки обязательно должны получить отражение в бухгалтерском учете. Они не являются материальными запасами, поэтому учет ведется по забалансовому счету 03 «Бланки строгой отчетности». Бухгалтер фиксирует количество БСО, которые находятся в учреждении на хранении или выданы сотрудникам. Для этих целей счет может быть разделен на субсчета 03.1 «Бланки строгой отчетности на складе», 03.2 «Бланки строгой отчетности в подотчете» и др.

    В бухгалтерском учете поступление бланков отражается по кредиту счета 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по прочим работам, услугам». Одновременно с этим следует отразить их поступление по дебету забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности». Основанием для учета становятся документы поставщика — накладные или акты выполненных работ. Метод двойной записи в данном случае не применяется: фиксируются только факты поступления бланков или их выбытия.

    Способ оценивания бланков надо указать в учетной политике учреждения: либо по цене приобретения, либо, что на практике встречается чаще всего, каждый бланк за 1 рубль.

    Учреждение обязано вести журнал по прочим операциям (форма 0504071) по счету 03 «Бланки строгой отчетности». Журнал подшивается вместе с первичными документами, свидетельствующими о движении БСО.

    Кроме того, для каждого вида бланков ведется отдельная книга учета бланков строгой отчетности (форма 0504045). В ней указывается дата получения или выдачи бланков, их количество и стоимость. По итогу отчетного периода данные анализируются, и выводится остаток. Листы таких книг нумеруются, а сами книги должны быть прошнурованы и опечатаны.

    Инвентаризация и списание

    БСО требуют особого подхода не только к вопросам их хранения и учета. Бухгалтеру очень важно знать, как списать бланки строгой отчетности. В случае порчи или выявленного брака такие бланки нельзя просто выбросить.

    Контроль за состоянием БСО осуществляется при инвентаризации, в ходе которой следует проверить наличие и сохранность копий/корешков бланков, отсутствие брака, исправлений, соответствие сумм в копиях/корешках данным ведомостей или кассовых отчетов и пр. По результатам инвентаризации формируется ведомость расхождений (форма 0504092), на основании которой и проводится списание обнаруженных испорченных или бракованных БСО. Процедура имеет строго определенный порядок. Первый шаг — подготовить акт о списании бланков строгой отчетности. Он также может быть составлен в произвольной форме, однако бюджетные учреждения чаще всего используют установленную форму (форма 0504816). В акте обязательно перечисляются члены комиссии, период, за который происходит списание, дата. Кроме того, следует указать номера списываемых документов, их серии и причины списания. После этого бланки строгой отчетности должны быть уничтожены. Дату уничтожения тоже фиксируют в акте. Документ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден руководителем учреждения.

    Примеры учета бланков строгой отчетности в бюджетном бухгалтерском учете

    Пример 1.

    Медицинское учреждение оказало услугу на сумму 1 250 рублей. При ее оплате через кассу потребителю была выдана квитанция. Данные операции будут отражены следующими записями:

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма,
    руб.

    Начислены доходы от оказания
    медицинских услуг

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector