Факт заключения договора перевозки груза подтверждается

Факт заключения договора перевозки груза подтверждается

Дата размещения статьи: 08.10.2015

Предприятия общепита не всегда собственными силами осуществляют перевозку грузов (приобретенных у поставщиков продуктов питания, оборудования, проданной клиентам готовой продукции). Какой документ подтверждает факт заключения договора перевозки грузов автотранспортом со сторонней компанией? Какие документы выступают в качестве доказательства фактического оказания услуг по перевозке?

Обязательно ли должна быть транспортная накладная?

На правоотношения сторон по перевозке грузов распространяются правила гл. 40 "Перевозка" ГК РФ (ст. ст. 784 — 800). В ст. 784 ГК РФ в первую очередь обозначено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. В силу п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Также в ст. 784 ГК РФ указано, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта . Статьей 8 данного документа установлено, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза). В то же время договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя. Аналогичное положение закреплено в п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом .
———————————
Утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

Таким образом, заключение договора перевозки грузов автотранспортом осуществляется путем составления транспортной накладной. Однако это общее правило не является обязательным к соблюдению. Факт возникновения между сторонами взаимоотношений по перевозке грузов может подтверждаться и иными документами.
Приведем пример из арбитражной практики, когда наличие транспортной накладной помогло бы ответчику (перевозчику) выиграть спор. Сторонами не оспаривается то, что они имели намерение заключить договор по оказанию автотранспортных услуг, о чем свидетельствуют платежные поручения, в которых в графе "Назначение платежа" указано: "Оплата автотранспортных услуг по договору. ". Однако общество отрицает факт подписания им того экземпляра копии договора на оказание транспортных услуг, который ответчик представил в материалы дела. В таком случае наличие между сторонами отношений по перевозке грузов должно подтверждаться транспортными накладными, из которых можно было бы установить грузоотправителя, грузополучателя, маршрут перевозки, сведения о грузе, сведения о приемке и доставке груза. Такие транспортные накладные на пять перевозок груза ответчиком не представлены, а имеющиеся в деле заказы-наряды, факт подписания которых оспаривает истец, а также путевые листы, составленные в одностороннем порядке перевозчиком, правомерно не приняты судом апелляционной инстанции в качестве надлежащих доказательств. При отсутствии надлежащих доказательств оказания ответчиком транспортных услуг суд апелляционной инстанции обоснованно и законно удовлетворил иск (Постановление ФАС СЗО от 19.03.2014 N Ф07-1711/2014).

ТТН как документ, подтверждающий факт оказания услуг

То, что наличие (отсутствие) именно этого документа, оформленного соответствующим образом (или наоборот), может позволить доказать (опровергнуть) факт оказания услуг по перевозке (причем даже в отсутствие транспортной накладной), подтверждает арбитражная практика. Приведем примеры.

Постановление от 22.06.2015 N Ф04-20363/2015

Судами установлено, что учреждение для подтверждения факта осуществления перевозки груза именно ответчиком транспортную накладную с указанием перевозчика не представило. Однако из содержания приложенной к делу товарно-транспортной накладной понятно, кто является грузоотправителем, грузополучателем и плательщиком. Также в ней приведены Ф.И.О. водителя, наименование и количество перевозимого груза, место назначения. А товарно-транспортные накладные являются первичными учетными документами, подтверждающими факт перевозки груза

Постановление от 24.03.2014 по делу N А45-5457/2013

Документом, подтверждающим факт реального оказания предусмотренных заключенным договором услуг перевозки грузов, является товарно-транспортная накладная по форме 1-Т на каждую конкретную партию перевезенного груза, а не составленный по итогам какого-либо периода акт выполненных работ. Представленные в материалы дела акты выполненных работ не заменяют товарно-транспортную накладную (в них отсутствует информация об объеме (количестве) оказанных услуг, дате перевозки грузов, количестве времени, затраченном на перевозку груза, и т.д.)

Постановление от 12.03.2015 N Ф05-983/2015

Факт оказания услуг подтверждается товарно-транспортными накладными, в которых указаны полные сведения об автотранспортных средствах, включая данные о свидетельствах о регистрации транспортных средств и паспортах транспортных средств, сведения о водителях, состоявших в трудовых отношениях с истцом, содержатся подписи представителей третьих лиц — грузоотправителей и грузополучателей с печатями, в том числе печать грузополучателя и подпись уполномоченного лица, подтверждающие прием груза. Следовательно, материалами дела доказан факт оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом

Постановление от 11.08.2014 N Ф05-8435/2014

Документом, подтверждающим факт реального оказания предусмотренных заключенным договором услуг перевозки грузов, является товарно-транспортная накладная. В материалах дела отсутствуют товарно-транспортные накладные, подтверждающие факт оказания услуг по договору перевозки. Следовательно, доказательства того, что заявителем (исполнителем по договору) выполнены обязательства по договору, в том числе подтверждающие размер задолженности должника перед кредитором, в материалы дела не представлены

Постановление от 05.05.2014 N Ф05-2401/2014

В качестве доказательств, подтверждающих оказание услуг по перевозке груза по соответствующему маршруту в определенный период, истец ссылается на товарно-транспортные накладные за спорный период и путевые листы. В соответствии с указанными товарно-транспортными накладными имеется возможность определить грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Однако в них нет указаний на путевые листы, не отражена марка автомобиля, на котором осуществляется перевозка, не заполнена графа о разгрузке автомобиля. Кроме того, истцом не представлено доказательств получения от ответчика заявок на осуществление спорных перевозок. Поэтому факт оказания услуг по перевозке грузов не подтвержден допустимыми доказательствами

Постановление от 03.02.2014 N Ф05-17049/2013

Обращаясь в суд с иском, истец отметил, что осуществил перевозку грузов на основании заявок ответчика, однако тот обязательства по оплате не исполнил. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец не представил надлежащих доказательств подтверждения факта принятия груза к перевозке: копия товарно-транспортной накладной не позволяет установить подлинное содержание оригинала документа и факт заключения между сторонами договора перевозки

Постановление от 27.05.2015 N Ф03-1772/2015

Читайте также:  Удерживают ли алименты с пенсии по инвалидности

Общество не представило надлежащим образом оформленные и подписанные спорящими сторонами товарно-транспортные накладные, поэтому суды сделали вывод о недоказанности исполнения истцом услуги по перевозке груза, что лишает его права требовать встречного представления от ответчика

Постановление от 18.04.2014 N Ф07-1578/2014

Поскольку между сторонами не заключались договоры перевозки, на ответчика не может быть возложена обязанность по оплате спорных перевозок. При этом приложенные к исковому заявлению ТТН, в которых в качестве грузоотправителя и грузополучателя указано общество и содержатся оттиски его круглой печати, не могут рассматриваться в качестве надлежащего доказательства заключения с обществом договора перевозки, поскольку в этих ТТН не заполнен раздел 10, содержащий сведения о том, что перевозчиком выступает именно истец

Постановление от 07.08.2015 N Ф09-5024/15

Всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в подтверждение факта оказания ответчику услуг по перевозке груза общество ссылается на договор-заявку, оригинал которого в материалах дела отсутствует. При этом представленные истцом товарно-транспортные накладные не являются надлежащими доказательствами наличия между сторонами обязательственных отношений: они, по сути, не содержат сведений о перевозимом грузе (наименование, количество подлежащего перевозке груза), свидетельствуют о наличии отношений перевозки между иными лицами, в которых ни истец, ни ответчик участия не принимали

В случае привлечения к перевозке грузов автотранспортом сторонней организации (перевозчика) предприятие общепита должно заключить с ней соответствующий договор. Так, в качестве документа, подтверждающего заключение договора перевозки, может выступить транспортная накладная. А вот документом, подтверждающим фактическое оказание услуги по перевозке, является товарно-транспортная накладная, оформленная надлежащим образом, о чем свидетельствует сложившаяся арбитражная практика.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

Законопроект разработан Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации во исполнение пункта 6 раздела VI плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 — 2020 годы. Его реализация направлена на снижение барьеров доступа на рынок, решению задач технологического развития страны, ускорению строительства современных сетей связи, в том числе в сельской местности.

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Дата публикации: 28.04.2016

Статья просмотрена: 589 раз

Библиографическое описание:

Серегина О. Н. Значение документов для подтверждения факта договора перевозки груза [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 183-184. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10416/ (дата обращения: 02.09.2019).

Момент заключения договора перевозки груза наступает тогда, когда перевозчик, произведя приём к перевозке груженого подвижного состава, выдаёт грузоотправителю грузовую квитанциюпод роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Корешок дорожной ведомости остаётся на станции отправления. Отсутствие такого корешка, а также остальных документов может служить основанием к утверждению о том, что заключение договора перевозки не состоялось.Обоснованно отмечено В. В. Долинской, что соглашение о том, что договор применяется к отношениям между сторонами до заключения договора, не означает возникновения непосредственной обязанности у ответчика по их исполнению ранее заключения самого договора [1].

Итак, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п. 14 ст. 2, п. 1 ст. 8 Устава, п. 2 ст. 785 ГК РФ).

О важности наличия документов, подтверждающих возникновение отношений в рамках договора перевозки, свидетельствует, например, Постановление ФАС ВВО от 09.06.2010 N А28–13909/2009–441/32, в котором указано, что при непредставлении доказательств заключения с перевозчиком договора перевозки груза по спорной отправке отсутствуют основания для взыскания стоимости утраченного при перевозке груза.

При этом заявка на перевозку не была принята к сведению по причине того, что она не была подписана транспортной организацией и не была принята ею к исполнению.

В то же время само по себе наличие товарной накладной не является единственным доказательством заключения данного договора.

Например, ФАС ДВО, рассматривая в Постановлении от 01.02.2010 N Ф03–8370/2009 подобный вопрос, обращал внимание и на содержание иных документов.

При рассмотрении споров, возникающих в отношении грузоперевозок, суды в первую очередь обращают внимание на наличие существенных условий договора перевозки, при отсутствии которых признают договор незаключенным, что снижает возможность добиться через суд исполнения контрагентом условий договора или взыскания неустойки [4].

Ввиду специфики взаимоотношений между сторонами договора перевозки груза проанализируем вопрос о существенных условиях данного договора на примере арбитражной практики.

Кроме того, ФАС УО в Постановлении от 21.10.2008 N Ф09–7693/08-С5 обратил внимание на отсутствие в договоре перевозки таких существенных условий, как наименование грузоотправителя, характер груза, его объем (вес), пункт назначения, грузополучатель. Аналогичный подход использовался в постановлениях ФАС МО от 20.11.2007 N КГ-А41/10536–07, ФАС ПО от 22.05.2007 N А65–11655/06.

Читайте также:  Уголовная ответственность за уклонение от военной службы

Таким образом, из анализа судебной практики можно выделить условия, отражение которых в договоре перевозки груза позволит снизить риск признания его незаключенным:

‒ наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;

‒ цена договора, порядок расчетов;

‒ характеристики предоставляемого транспорта;

‒ характеристики груза (вид, количество и т. п.);

‒ дата (сроки) перевозки;

‒ пункты отправления и назначения.

Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы. Отметим также, что подробное указание условий договора перевозки позволяет сторонам минимизировать возникновение споров между ними и также урегулировать возникающие разногласия, не прибегая к судебным разбирательствам [3].

Определяющим моментомпри заключении договора железнодорожной перевозки груза, по мнению В. М. Корякина, является неуплата провозных платежей и иных сборов (хотя фактически они вносятся одновременно со сдачей груза к перевозке), а принятие перевозчиком на станции отправления груза вместе с железнодорожной накладной [6]. Теоретически мы согласны с данным утверждением, однако, в соответствии со ст. 30 УЖТ РФплата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся платежи должны вноситься грузоотправителем до момента принятия груза к перевозке, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Нельзя обойти вниманием юридическое значение грузовой квитанции, выдаваемой перевозчиком по факту приёма груза к перевозке. Некоторые авторы утверждают, что квитанция о приёме груза, наряду с транспортной железнодорожной накладной, составляетписьменную форму договора железнодорожной перевозки грузов. По мнению Е. В. Кашкиной, «это необоснованная переоценка роли квитанции в оформлении данного договора» Мы разделяем данную точку зрения, определяя грузовую квитанцию как юридический документ, подтверждающий приём перевозчиком груза к перевозке от отправителя, которому она выдаётся.

Действительно, содержание ч. 4 ст. 25 УЖТ РФ предусматривает, что главное назначение квитанции — подтвердить факт принятия перевозчиком груза от грузоотправителя и тем самым факт заключения договора перевозки (так как данный договор реальный).

Что касается значения дорожной ведомости, то думается, что она является внутренним документом, используемым перевозчиком. Составляется данный документ без участия отправителя груза и не имеет договорного значения. Лишь грузополучатель при получении груза расписывается в корешке дорожной ведомости. По своей правовой природе дорожную ведомость можно характеризовать как расчётно-финансовый документ, который содержит данные о сроке доставки груза и календарные штемпели промежуточных станций.

Таким образом, документальная основа договора перевозки грузов имеет особую значимость и способна обеспечить строго регламентированные правила перевозки.

  1. Долинская В. В. Транспортные договоры // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 8. С. 3–8.
  2. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебное пособие. М.: Юрист, 2015.
  3. Иванова М. В., Трофимов С. В. Правовая ответственность за простой железнодорожных вагонов. // Транспортное право. — 2015. — № 1. — С. 15–19.
  4. Кашкина Е. В., Хандогина А. В. К вопросу о договоре перевозки грузов: понятие, виды, особенности применения. // Транспортное право. — 2014. — № 3. — С. 9–13.
  5. Комментарий к транспортному Уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) /Под ред. Т. Е. Абовой, В. Б. Ландреса. М.: Статут, 2015.
  6. Корякин В. М. К вопросу об институционализации транспортного права в качестве комплексной отрасли российской правовой системы. // Транспортное право. — 2015. № 2. — С. 10–13.

Похожие статьи

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным.

Так основными субъектами договора перевозки грузов автомобильным транспортом, участвующими в его заключении и наделенными конкретными правами и обязанностями принято считать перевозчика и грузоотправителя.

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Согласно ст. 785 перевозчик по договору перевозки грузов обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Особенности договора перевозки груза автомобильным.

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов

Начиная с момента принятия груза перевозчиком от грузоотправителя, договор может считаться заключенным и быть.

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору.

Следовательно, в случае, когда контрагентом грузоотправителя в договоре-заявке указана одна масса груза, а по факту прохождения весовых контролей она оказывается иной и превышает допустимо возможную, перевозчик вправе привлечь к.

Особенности ведения бухгалтерского учета и документального.

Данные накладные подтверждают факт заключения договора перевозки груза. Транспортную накладную необходимо выписывать в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя, которым в случае транзитной торговли является поставщик.

Особенности договора транспортной экспедиции

Основной задачей является сохранность груза, качество самой перевозки, в части скорости передвижения, сумма денежных расходов, используемые транспортные средства и иное. В раде случаем грузоотправителям целесообразно заключать именно договор транспортной.

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по.

Проблемы заключения публичного договора перевозки. Ключевые слова: Договор перевозки, правила перевозки, индивидуальный предприниматель, перевозчик, пассажир, ответственность.

Основания и размер ответственности экспедитора по договору.

Особенности договора перевозки груза автомобильным. Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

Проблемы заключения публичного договора перевозки.

Ключевые слова: Договор перевозки, правила перевозки, индивидуальный предприниматель, перевозчик, пассажир, ответственность.

Единственным документом, подтверждающим факт заключения договора перевозки с перевозчиком является билет, поскольку согласно п. 2 ст.

Организация оказывает транспортные услуги по грузоперевозкам собственным транспортом, но иногда привлекает для оказания услуг других грузоперевозчиков и в данной ситуации оказывается посредником.

В этой ситуации организация выставляет счета заказчикам на оплату за оказанные грузоперевозки, но к этим заявкам не прикладывает отрывной талон путевого листа и ТТН (т.к. не наш транспорт возил груз). При этом заказчики транспорта все-таки требуют от нас данные документы.

Кто их должен выписывать? Если их выпишет третья сторона, то где будет указано, что перевозка была поручена именно нашей организации, и мы получили оплату за предоставленные услуги от заказчика?

Отношения сторон, связанные с предоставлением услуг по перевозке грузов, регулируются Главой 40 Гражданского Кодекса РФ . Так, статьей 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, которым определяются условия перевозки грузов. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (п.2 ст.785 ГК РФ).

Оказание посреднических услуг по перевозке грузов оформляется договором транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (п.1 ст.801 ГК РФ). При этом условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ "Отранспортно-экспедиционной деятельности", другими законами или иными правовыми актами (п.3 ст.801 ГК РФ).

Читайте также:  Если стукнуло током что делать

По Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:

— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания услуг клиенту). На практике такое поручение, как правило, называют заявкой;

— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента). Заполняется в том случае, если в перевозке принимает участие экспедитор;

— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение), п.5 Правил.

При этом договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что стороны договора могут использовать и другие экспедиторские документы, не указанные в п.5 Правил.

Обратите внимание! Правила транспортно-экспедиционной деятельности не предусматривают предоставления клиенту (заказчику) талона путевого листа и (или) ТТН. Поэтому предоставление этих документов по договору транспортной экспедиции не обязательно.

Правда, на практике большинство клиентов все-таки требует от экспедитора предоставить им копии указанных документов. Как правило, связано это с тем, что при проверках большинство представителей налоговых органов требуют подтвердить факт оказания услуг по перевозке груза именно этими транспортными документами. Чтобы не потерять своих клиентов, большинство экспедиторов, как правило, "идут навстречу" пожеланиям своих заказчиков и предоставляют копии указанных документов.

Рассмотрим порядок оформления таких документов.

Товарно-транспортная накладная или ТТН

Для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (Форма 1- Т), утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление). Согласно этому Постановлению применять унифицированную Форму 1-Т должны юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

По нашему мнению, из сказанного следует, что порядок оформления и предоставления ТТН (в т.ч. кто должен ее выписывать) должен быть установлен договором перевозки груза. Отметим, что на практике Форму 1-Т выписывает, как правило, владелец автотранспортного средства, т.е. перевозчик груза.

В товарно-транспортной накладной содержится информация о дате составления документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д. ТТН служит основанием для учета транспортной работы и проведения расчетов с перевозчиком.

Транспортный раздел Формы 1-Т определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. В ситуации, изложенной в вопросе, заключает договор перевозки груза и, соответственно, оплачивает услуги перевозчика Ваша организация, поэтому в графе "Плательщик" товарного раздела ТТН и в графе "Заказчик (плательщик)" транспортного раздела накладной должны быть указаны реквизиты Вашей организации. Что является непосредственным подтверждением того, что транспорт был заказан именно Вашей организации.

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Согласно указанному выше Постановлению Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации- владельца автотранспорта или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-перевозчика и заказчики.

Так, заказчиком заполняются отрывные талоны путевого листа, которые служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику перевозки. К счету на оплату услуги по перевозке груза прилагается соответствующий отрывной талон. При этом сам путевой лист, в котором повторяются идентичные талону заказчика записи о времени работы автомобиля у заказчика, остается у перевозчика.

Отметим, что в талоне заказчика в графе Ваша организация может быть указана только в том случае, если на месте разгрузки будет находиться представитель Вашей организации с печатью. Но, как правило, на практике это встречается редко. Поэтому в талоне заказчика могут фигурировать реквизиты непосредственных отправителя и получателя груза по конкретной перевозке.

И здесь возникает вопрос: каким образом в этом случае Ваша организация может подтвердить свою причастность к конкретной перевозке?

Как отмечалось выше, общие условия перевозки грузов должны быть оговорены договором транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ). При этом конкретные условия перевозки (такие как, например, маршрут перевозки, дата и время подачи автотранспортного средства), на наш взгляд, должны определяться приложением к договору в виде оформленной заявки на конкретную перевозку груза. Тогда подтвердить тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации, на наш взгляд, будет не проблематично.

Подтверждают факт оказания услуги по перевозке груза следующие документы:

— талон заказчика и (или) ТТН, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и гос.номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза и др. данные;

— акт об оказании услуг по перевозке груза, который оформляется в произвольной форме в соответствии с п.2 ст.9 Федерального Закона о бухучете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Если указанные документы соответствуют конкретной заявке заказчика, то нельзя отрицать тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации.

Подтвердить оплату заказчиком конкретной перевозки можно в том случае, если к счету на оплату перевозки будет прилагаться копия талона заказчика и (или) ТТН (как того требуют Ваши заказчики), а в самом счете, на наш взгляд, целесообразно указать дату, маршрут перевозки, № и дату заявки заказчика или соответствующего данной перевозке акта об оказании услуг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector