Федеральный конституционный закон о референдуме российской федерации

Федеральный конституционный закон о референдуме российской федерации

28 июня 2004 года N 5-ФКЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ
"О референдуме Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2006 г., 24 апреля 2008 г., 22 декабря 2014 г., 6 апреля 2015 г., 18 июня 2017 г.

Одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 24 апреля 2008 г. N 1-ФКЗ в преамбулу настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

Президент Российской Федерации

28 июня 2004 года

Устанавливается порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации — всенародного голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Расширяется круг субъектов, обладающих правом выдвижения инициативы проведения референдума. Так, наряду с гражданами Российской Федерации, которых должно быть не менее двух миллионов, и Конституционным Собранием, инициировать референдум могут федеральные органы государственной власти, если в соответствии с международным договором Российской Федерации вопрос государственного значения или проект нормативного акта подлежат вынесению на референдум.

Создаваемая инициативная группа граждан РФ по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, образуемых более чем в половине субъектов РФ. При этом каждая региональная подгруппа должна насчитывать не менее 100 участников, обладающих правом на участие в референдуме и постоянно проживающих на территории того субъекта РФ, где образована данная региональная подгруппа.

Для решения вопроса о назначении референдума Президент РФ направляет поступившие к нему документы в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам) Конституции РФ.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума. Решение считается принятым, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 30 июня 2004 г. N 137-д, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710, в "Парламентской газете" от 30 июня 2004 г. N 117

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с референдумом Российской Федерации, инициатива проведения которого выдвинута до дня вступления в силу названного Федерального конституционного закона

Референдум РФ – голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании. Свободное и добровольное участие.

В зависимости от содержания законопроекта,вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:1) конституционный; 2) обыкновенный.

В зависимости от времени проведения референдумыделятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодатель-ный).

По порядку проведениямогут быть референдумы:1) обязательные; 2) факультативные.

Читайте также:  Что делать если потерял ипр инвалида

Виды референдумав зависимости от территории:1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»).

Всеобщий референдум в РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов.

Референдум РФ проводится по инициативе:1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них; 2) Конституционного Собрания.

Инициатива референдума не может быть подана в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов, а также в период избирательной кампании, проводимой по поводу выборов в федеральные органы власти (Государственную Думу Федерального Собрания РФ), либо если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.

Не допускается проведение всероссийского референдумав случае введения военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ на весь период такого положения, а также в течение 3 месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Принципыпроведения всероссийского референдума: 1) всеобщность; 2) равного; 3) прямого; 4) тайного.

Право принимать участие в референдуме РФ принадлежит всем гражданам РФ. Никто не может быть лишен этого права. Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Право участвовать в референдуме возникает с момента достижения гражданином 18 лет. Голосование на референдуме РФ осуществляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.

Вопросы референдума:

проект новой Конституции Российской Федерации.

проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Вопросы государственного значения.

вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Порядок организации и проведения:

Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, Президент направляет их в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд рассматривает обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.

Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум.

При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Читайте также:  Лимит на потребление электроэнергии

Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований

4) участковые комиссии.

Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума образуются участки референдума на основании данных о числе участников референдума.

3. При образовании участков референдума на территории каждого участка референдума должно быть зарегистрировано не более 3000 участников референдума.

Далее – составление списков участников референдума.

Далее — ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА

ОПУБЛИКОВАНИЕ (ОБНАРОДОВАНИЕ) ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТОГО НА РЕФЕРЕНДУМЕ

Официальное опубликование результатов референдума осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума.

24. Конституционный статус личности: понятие, структура, принципы.

Правовой статус личности –совокупность прав и обязанностей, устанавливаемых нормами различных отраслей права.

Исходные положения этого статуса – общепризнанные общечеловеческие ценности, находящие свое выражение в понятии естественных, неотчуждаемых прав человека. Другой составной частью правового статуса личности является правовой статус гражданина. КП устанавливает основы правового статуса личности. Гл.2КРФ закрепляет их; 64 ст. гласит, что положения этой главы не м/б изменены иначе, как в порядке, установленном КРФ – путем общего пересмотра КРФ.

ЭЛЕМЕНТЫ основ правового статуса личности:

1) естественные права человека, не зависящие от его гражданства, правовой связи с каким-либо гос-ом

2) принадлежность/непринадлежность человека к гражданству данной страны

3) правовые принципы статуса личности: равноправие лиц в своем статусе, гарантированность прав

4) институт основных прав и свобод: конституционные права лица (и человека, и гражданина)

5) контроль за соблюдением прав человека и гражданина (Уполномоченный по правам человека)

6) институт основных обязанностей

Принципы правого статуса личности – те основные начала, руководящие положения, которые определяют предоставление этой личности прав и исполнение ею обязанностей п/д другими личностями, коллективами, гос-ом. Они охраняются гос-ом и правом.

1. сочетание прав и обязанностей

· конституционному праву личности соответствует обязанность другой личности, гос-ва или общества.

· Многие права могут выступать как обязанности (забота о детях, их воспитание)

2. неотъемлемость конституционных прав личности и недопустимость произвольного отказа от выполнения обязанностей (ч.2 ст.17 КРФ).

Ч. 2 ст.55: не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. равенство людей в отношении их прав и обязанностей.

· Всеобщее фактическое равенство людей обеспечить невозможно – люди неодинаковы, например, по своим способностям, что влечет неодинаковый уровень жизни.

· То есть этот принцип говорит о юридическом равенстве – о равенстве возможностей.

■ Гос-во должно помогать тем, кто по разным причинам не может использовать предоставляемые правом равные возможности.

■ Не допускается дискриминация (различие) в правах и обязанностях по основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее соц.статуса.

4. гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей

Три разновидности гарантий:

· социально-экономические – необходима материальная база для осуществления прав и выполнения обязанностей

· политические – реальная власть народа, демократический характер общества и гос-ва, борьба с бюрократизмом, привилегиями элиты

· юридические – правовые средства по осуществлению и защите прав человека и гражданина, юридические методы обеспечения выполнения конституционных обязанностей.

25. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, характеристика. Классификация конституционных прав и свобод.

Правовой статус — это юридически закреплено положение лица в государстве и обществе.

Ст.2 – высшей ценностью – человек, его права и свободы. – это приоритет. Даже в случае коллизии с другими ценностями.

Гл. 2 является одной из наиболее защищённой, жёсткой в Конституции и не может быть изменена ФЕд. собранием.

Основные права и свободы рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения. То есть они являются дозаконотворческими и внезаконотворческими.

Такие естественные права не могут быть не только приобретёнными, но и переданы к-л, являются неотчуждаемыми. Даже отказ от них – ничтожен.

Особенности:

являются исходным пунктом для установления др. прав, свобод и законных интересов в отраслевом законодательстве (специальном)

— высокая степень их обобщения и распространения

-в основе не юр. факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве РФ

Читайте также:  Где можно получить лицензию на оружие

— обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Классификация:

1. Права человека и права гражданина.

2. Индивидуальные и коллективные (право на объединения ст.30, на забастовку ч.4 ст.37, права коренных малочисленных народов и нац. меньшинств ст.69+ФЗ)

3. Основные (право на участие граждан в управлении делами государства через право избирать и быть избранными) и дополнительные.

4. Общие (большой круг лиц) и частные (небольшой круг лиц) – пенсионеры и пенсионеры-инвалиды

5. Абсолютные (не могут быть ограничены – на жизнь, достоинство личности, жилище, судебную защиту, свобода совести, предпринимат-й д-ти) и подлежащие законодательному ограничению (свобода печати, передвижения, право собственности, тайна переписки).

6. По сферам проявления прав:

Личные (гражданские) права и свободы – составляют первооснову к-п статуса личности, обеспеч-т защиту всех сфер частной жизни – большинство из этих прав носит абсолютный и естественный характер.

политические – обеспечивают участие личности в жизни общества и гос-ва, в т.ч. формировании и осуществлении публичной власти. Большинство принадлежат только гражданам.

экономические, социальные и культурные – обеспечивают реализацию и защиту жизненных потребностей человека в этих сферах.

Обязанности- мера должного поведения человека в обществе — необходимы для поддержания жизнеспособности государства и обеспечения других прав и свобод.

Основные(конституционные) обязанности человека и гражданина в РФ:

— соблюдение Конституции и законов

— уважение прав и свобод других лиц

— уплата налогов и сборов

— бережное отношение к природе и окружающей среде

— забота о памятниках истории и культуры

— получение основного общего образования

— забота о детях и нетрудоспособных родителях

Фундаментальная обязанность человека и гражданина в РФ- соблюдение Конституции и законов РФ -распространяется на всех лиц, находящихся в РФ, не может иметь исключений и составляет основу законности и правопорядка. То же относится к обязанности соблюдать права и свободы других людей.

Защита Отечества- долг и обязанность граждан РФ. Каждый военнообязанный гражданин РФ в случае войны против России должен принять участие в боевых либо иных действиях, направленных на отражение нападения. Воинской обязанности подлежат все граждане РФ мужского пола, постоянно проживающие в РФ, в возрасте от 18 до 27 лет и не имеющие отсрочек и освобождений по состоянию здоровья либо иным основаниям. Наиболее распространенные формы реализации воинской обязанности:

— действительная военная служба.

Воинская служба может быть заменена альтернативной гражданской службой, вопросы прохождения которой урегулированы Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. От 22.08.2004)

Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

— несение военной службы противоречит его:

— он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Одна из основ нормального экономического развития –обязанность граждан платить законно установленные налоги и сборы, процедуру уплаты и перечень которых регламентирует налоговое законодательство. За неуплату налогов предусматривается административная и уголовная ответственность.

Граждане обязаны охранять природу. Наряду с общим требованием бережного отношения к природе законом установлен ряд обязанностей:

— соблюдение правил пользования лесами

— соблюдение правил и сроков охоты

— запрет разрушения или ухудшения среды обитания животных

— соблюдение правил использования водных ресурсов

Нарушение природоохранного законодательства влечет материальную, административную и уголовную ответственность.

И правом, и обязанностью родителей является воспитание детей. Родители обязаны воспитывать и содержать своих детей до 18-летнего возраста. Совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей.

Каждый в РФ обязан получить основное общее образование (в пределах программы 9 классов школы):

— в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях и др.)

— иных приравненных к ним образовательных заведениях (например частном лицее и т.д.)

Лицо, получившее основное общее образование, обязано пройти аттестацию и получить соответствующий документ- аттестат об основном общем образовании.

26. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: виды, содержание.

Закрепляется ст.20-29 КРФ, 46-54 КРФ:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9810 — | 7401 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector