Состав ликвидационной комиссии бюджетного учреждения

Состав ликвидационной комиссии бюджетного учреждения

Жизненный цикл юридического лица неразрывно связан с экономической обстановкой в стране и начинается с решения о его создании, и завершается ликвидацией.

Последовательность действий для последнего этапа устанавливается:

  1. Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1),
  2. Федеральным законом от 26декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»,
  3. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,
  4. Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Но действующим законодательством регулируются не все вопросы, возникающие при ликвидации организации. Попробуем разобраться в этой процедуре.

Что такое ликвидационная комиссия (ликвидатор)

Российским законодательством не предусматривается четкого определения рассматриваемого института, порождая множество трактовок данного понятия.

Наиболее точно можно сказать, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) – это временный орган, формируемый для процедуры ликвидации хозяйствующего субъекта, получающий все полномочия исполнительных органов по управлению ликвидируемой организацией.

Порядок образования ликвидационной комиссии, назначения ликвидатора

Решение о ликвидации хозяйствующего субъекта принимается учредителями юридического лица или иным органом, указанным в уставе, либо единственным участником общества.

  • Протокол комиссии о ликвидации — скачать.
  • Решение единственного участника ООО о ликвидации — скачать.

Уведомление о таком решении необходимо заверить у нотариуса и в течение трех рабочих дней направить регистрирующему органу (налоговому органу) по месту нахождения юридического лица, для внесения сведении о созданной комиссии в ЕГРЮЛ.

При этом должностное лицо регистрирующего органа выдает представителю организации свидетельство о внесении записи и выписку из ЕГРЮЛ.

Все формы документов, представляемые в налоговую службу можно найти в Приказе ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ »Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Этим же нормативным правовым актом признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

О процедуре ликвидации обязательно уведомляется банк, в целях внесения в учетную карточку хозяйствующего субъекта соответствующих сведений и информации о председателе комиссии.

Состав ликвидационной комиссии, ее председатель

Ликвидационная комиссия формируется посредством издания локального акта, содержащего перечень полномочий, передаваемых данному органу.

Действующим законодательством не определены требования к членам комиссии (ликвидатору), поэтому на практике ими являются заинтересованные работники организации – учредители, бухгалтеры, юристы, руководители.

Кроме того, в указанном акте определяется кто станет председателем ликвидационной комиссии, на которого возлагаются обязанности по осуществлению организации и контроля деятельности всей комиссии, а также по подписанию издаваемых ею актов. В роли председателя зачастую выступает бывший руководитель юридического лица.

Процедура ликвидации организации достаточна сложная и запутанная для непосвященного человека, поэтому в настоящее время существует множество фирм, предлагающих соответственные услуги.

Конечно, уровень профессионализма у таких специализированных организаций гораздо выше, чем у сотрудников ликвидируемого юридического лица, но необходимо учитывать и увеличение финансовых затрат на обеспечение их деятельности.

Об окончании формирования ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) необходимо уведомить налоговый орган.

Действующее законодательство не различает понятия ликвидационной комиссии и ликвидатора, так что выбор органа остается на усмотрение организации. Но необходимо обратить внимание, что в некоторых случаях на практике при ликвидации организаций с ограниченной ответственностью налоговые органы указывают на необходимость создания ликвидационной комиссии, пусть и состоящей из одного человека.

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.

Следующим шагом является публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о начале ликвидации организации, содержащего следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • ИНН, КПП;
  • место нахождения;
  • реквизиты решения о ликвидации;
  • порядок, сроки, а также контактную информацию для заявления требований кредиторов.

Необходимо отметить, что срок для публикации такого уведомления действующим законодательством не предусмотрен, однако срок для заявления кредиторских требований, который не может быть меньше двух месяцев, начинает течь именно с этого момента.

Комиссия должна принимать и иные меры, направленные на поиск и уведомление кредиторов в письменной форме с указанием срока предъявления требований. Копии таких уведомлений следует хранить в организации.

Ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние организации, составляется комиссией по истечении двух месяцев со дня публикации. Подготовка такого баланса позволит оценить размер имущества юридического лица, его активов и пассивов, дебиторской и кредитной задолженностей, а также соотношение этих показателей.

Председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить регистрирующий орган о готовности баланса, а также направить следующий комплект документов:

  1. заявление о гос.регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
  2. ликвидационный баланс, утвержденный лицами, принявшими решение о ликвидации;
  3. квитанция об уплате госпошлины.
  • скачать заявление о гос. регистрации — здесь.
  • скачать ликвидационный баланс — здесь.
Читайте также:  Какие документы нужны для возврата страховки осаго

Подлинность подписи заявителя на уведомлении и заявлении должна быть нотариально заверена.

С 2015 года с организаций снята обязанность по уведомлению органов Пенсионного фонда о ликвидации, и документ о представлении сведений в данный орган, может быть получен налоговым органом в рамках межведомственного сотрудничества.

Данный комплект документов может быть направлен в регистрирующий орган одним из следующих способов:

  1. руководителем ликвидационной комиссии лично;
  2. представителем при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. почтовым отправлением;
  4. в электронном виде посредством сервиса на сайте nalog.ru.

Деятельность ликвидационной комиссии направлена, не на улучшение финансового состояния общества, а на поддержание законности и соблюдение прав и законных интересов общества и его кредиторов в ходе процедуры ликвидации, поэтому можно выделить следующие, еще не рассмотренные, полномочия:

  1. сбор дебиторской задолженности;
  2. управление собственностью организации, инвентаризация и оценка имущества;
  3. перевод средств хозяйствующего субъекта на один счет, закрытие остальных счетов;
  4. защита интересов организации в суде;
  5. выдает доверенности;
  6. принятие решений об увольнении работников;
  7. передача документов организации в архив.

Ответственность ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) довольно обширны, поэтому предусматривается и ряд жестких требований, например в отношении самого порядка ликвидации.

Так, в случае нарушения, установленного действующим законодательством порядка, на виновное лицо возлагается обязанность по возмещению убытков юридическому лицу, а также его кредиторам.

Кроме того, банкротство является отдельной и более тщательно регулируемой процедурой, поэтому законодательством предусматривается, что несообщение о появлении у организации признаков неплатежеспособности в десятидневный срок влечет субсидиарную ответственность таких лиц, уголовным законодательством также предусматривается ответственность за неправомерные действия при банкротстве.

Решение о смене члена ликвидационной комиссии (ликвидатора) также можно отнести к одной из форм ответственности. Такое решение может быть принято:

  1. на общем собрании учредителей, в связи с некачественным исполнением предусмотренных обязанностей (оформляется протоколом);
  2. судом при открытии процедуры банкротства;
  3. лицом самостоятельно.

В случае смены председателя комиссии (ликвидатора) необходимо направить указанное решение совместно с уведомлением в регистрирующий орган, в иных случаях дополнительного оповещения не требуется.

Таким образом, в действующем законодательстве осталось много пробелов в регулировании порядка формирования и функционирования ликвидационных комиссий (ликвидаторов), но при должной внимательности данная процедура представляется не такой запутанной.

Ликвидационная комиссия согласно Гражданскому Кодексу

На видео ниже разъясняются наиболее важные законодательные моменты, касающиеся порядка формирования ликвидационной комиссии.

В процессе ликвидации организации все функции управления переходят к ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Руководит ликвидационной комиссией председатель, то есть фактически статус председателя ликвидационной комиссии приравнен к статусу руководителя организации.

Назначение ликвидационной комиссии

Обязанностью учредителей, которые приняли решение о ликвидации организации, является назначение ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 62 ГК РФ), при этом состав комиссии законодательством не регламентирован. Может быть назначен как единственный ликвидатор, так и несколько человек во главе с председателем. В полномочия председателя ликвидационной комиссии, в частности, входят:

  • уведомление о ликвидации, в том числе публикация информации в «Вестнике госрегистрации»;
  • розыск кредиторов и дебиторов и проведение расчетов;
  • увольнение работников;
  • составление промежуточного, а затем ликвидационного балансов;
  • распределение имущества между учредителями;
  • завершение процедуры ликвидации, подача пакета документов для регистрации факта ликвидации.

При этом председатель ликвидационной комиссии подписывает документы, выступает в суде от имени организации, участвует во всех мероприятиях, связанных с ликвидируемой компанией. Например, в случаях выездной налоговой проверки он будет представлять интересы компании.

Законодательство не ограничивает количественный состав комиссии и не указывает, какие должности должны занимать члены комиссии. Руководить ликвидацией может и учредитель, и независимое лицо, и любой из работников — директор, бухгалтер. Но желательно не возлагать обязанности дополнительным соглашением к трудовому договору, так как в этом случае увольнение в связи с ликвидацией организации будет затруднено, ведь все расчеты надо провести до ликвидации, а ликвидационная комиссия работает до ликвидации.

Кроме широкого круга полномочий на ликвидаторов возлагается обязанность возместить убытки, причиненные кредиторам или учредителям (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ). Если установлено, что процедура ликвидации проведена с нарушениями, то существует возможность взыскания убытков с ликвидатора, который допустил это нарушение.

Смена председателя ликвидационной комиссии

Законодательство не содержит требование об однократности назначения председателя ликвидационной комиссии и требования, чтобы весь период ликвидации был бессменный председатель. Тем более что процесс ликвидации может затянуться на несколько лет, ведь до 1 сентября 2017 г. максимальный срок не ограничен. Кроме того, у председателя могут быть причины личного характера или причины, от него не зависящие, например, болезнь.

Процедура замены зависит от того, как оформлены полномочия – трудовым договором или гражданско-правовым. Законодательство не регламентирует, как должны быть оформлены отношения между организацией и ликвидатором.

Если заключен трудовой договор, то председатель ликвидационной комиссии может в любой момент уведомить в письменной форме об увольнении, согласно Трудовому кодексу достаточно волеизъявления работника (ст. 80 ТК РФ).

Читайте также:  Пристройка к частному дому нужно ли разрешение

Если заключен гражданско-правовой договор, то расторжение производится по условиям договора или согласно п. 2 ст. 782 ГК РФ.

Инициаторами смены председателя могут быть и собственники организации, не удовлетворенные работой председателя. Поэтому возможность контроля и замены председателя желательно предусмотреть на стадии заключения договора.

Причины смены председателя для регистрационного органа не имеют значения. Важно уведомить о замене председателя ликвидационной комиссии, так как это лицо, которое действует от имени компании в период ликвидации. Подается заявление при смене председателя ликвидационной комиссии по форме Р14001. Подписывает его новый председатель.

Статьи по теме

В целях оптимизации расходов государство вправе провести упразднение учреждения. Эта процедура строго регламентирована и предполагает выполнение ряда обязательных действий.

Рассмотрим, как осуществляется ликвидация учреждения – пошаговая инструкция приведена в соответствии с законодательными нормами.

Правовая база

Государственные структуры относятся к некоммерческим организациям. Такие субъекты создаются в целях выполнения социальных, образовательных, политических и других функций. На федеральном уровне ликвидация учреждения регламентируется Законом № 7-ФЗ от 12.01.96 г.

Обратите внимание! Если речь идет о ликвидации бюджетного учреждения в виде образовательной организации, порядок создания, реорганизации и закрытия утвержден в стат. 22 Закона № 273-ФЗ от 29.12.12 г.

В соответствии со стат. 18 Закона № 7-ФЗ ликвидация казенного учреждения проводится в порядке, обозначенном для ликвидации некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения. Дополнительно учитываются нормы гражданского и бюджетного законодательства РФ. По стат. 158 БК при упразднении государственной структуры обязанности по разработке и утверждению необходимых мероприятий возлагаются на главного распорядителя средств.

Возможные причины для ликвидации

В отличие от закрытия частного предприятия ликвидация муниципального учреждения осуществляется государством только при наличии веских оснований. По каким причинам может инициироваться такая процедура? Решение о ликвидации выносится в следующих возможных ситуациях:

  • Невозможность выполнения поставленных на законодательном уровне задач.
  • Неспособность исполнения обязательств по требованиям кредиторов.
  • Наложение уголовной ответственности на должностных лиц за совершенные преступления.
  • Дефолт учреждения.
  • Выявленные в период проведения проверок налоговые нарушения, включая непредставление отчетности и неуплату налогов.
  • Конфликты между руководящими лицами учреждения.
  • Вынесение судебного постановления о ликвидации бюджетного субъекта с долгами.
  • Другие причины.

Наличие любого из указанных оснований может стать причиной для закрытия учреждения. В период нестабильности экономической и политической ситуации в стране упразднения происходят все чаще. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, государство сокращает финансирование. В свою очередь дефицит средств ведет к накоплению долгов перед кредиторами. А невозможность вовремя погасить обязательства является основанием для инициирования банкротства.

Сроки ликвидации

Сроки ликвидации учреждения устанавливаются с учетом законодательных требований. Сколько точно времени займет закрытие – сказать сложно. Но необходимо учитывать следующие особенности:

  • Период для заявления кредиторских требований составляет не менее 2 мес. от момента публикации в печатных органах сообщения о ликвидации.
  • Если у организации имеются судебные споры, непогашенные долги, «хвосты» по отчетности», это увеличивает время закрытия.
  • Выплаты сотрудникам при ликвидации учреждения положены по Трудовому Кодексу всему персоналу, включая декретниц, отпускников и работников на больничном.
  • Уведомление о предстоящем увольнении направляется минимум за 2 мес.
  • Если ИФНС вынесет решение о проверке, сроки значительно увеличатся.

Вывод: минимальный срок ликвидации составляет 2 месяца, а максимальный законодательно не установлен.

За что коллеги не любят бухгалтеров? Читайте в статье журнала Казенные учреждения.

Пошаговая инструкция по ликвидации учреждения

Точный механизм общей процедуры определяется законом. Особенности выполнения тех или иных мероприятий зависят от наличия обязательств и типа учреждения. Рассмотрим основные этапы ликвидации учреждения – пошаговая инструкция для государственных организаций приведена далее.

Утверждение решения

Для ликвидации решение должно приниматься органами государственной исполнительной власти. Документ утверждает тот орган, который регистрировал бюджетное (казенное, автономное) учреждение при открытии. В решении содержится следующая информация:

  • Документальное основание для прекращения деятельности субъекта.
  • Дата начала и сроки ликвидационных мероприятий.
  • Состав ликвидационной комиссии, включая председателя.
  • Источники финансирования учреждения.
  • Перечень предприятий, которым передаются активы, обязанности и права ликвидируемой организации.

Обратите внимание! Юридическая законность решения подтверждается документально. Для этого необходимо обеспечить наличие одной или нескольких дополнительных форм. В зависимости от ситуации требуется предоставить решение города или администрации муниципалитета; экспертный акт о последствиях закрытия; устав госоргана, проводившего регистрацию организации; решение собрания жителей и т.д.

Ликвидационная комиссия

После утверждения решения создается специальная комиссия. Состав участников может включать любое количество членов. Председатель избирается отдельно. Запрещается выбирать в комиссию:

  • Должностных лиц ликвидируемого учреждения.
  • Представителей или сотрудников госорганов, утвердивших решение о ликвидации субъекта.

Комиссии передаются все полномочия, связанные с закрытием объекта. При этом председатель обладает наиболее широким кругом полномочий. Такое лицо вправе:

  • Подписывать передаваемые в суд документы.
  • Представлять интересы учреждения в судебных и других госорганах.
  • Совершать действия, предусмотренные комиссией.
  • Определять срок для предъявления требований кредиторами.
  • Публиковать сообщения в СМИ.
  • Уведомлять кредиторов о планируемых мероприятиях и т.д.

Список всех отчетов и бланков, которые необходимо обязательно сдать при ликвидации учреждения смотрите в таблице. Эксперты Системы Госфинансы подготовили рекомендации по заполнению каждой формы и готовые образцы.

Читайте также:  Нумерация должностных инструкций образец

Промежуточный ликвидационный баланс

По завершении отведенного кредиторам срока (2 месяца с даты публикации сообщения) составляется промежуточный баланс. Эта форма содержит данные о составе имущества учреждения, списке выставленных требований, итогах их рассмотрения и др.

С целью составления документа проводится инвентаризация, взыскивается или списывается дебиторка, закрываются лицевые счета. Утверждает баланс ответственное лицо организации. На основании сведений о финансовом состоянии субъекта определяется реальная сумма долгов к погашению.

Расчеты с кредиторами и их очередность

Согласно сформированному промежуточному балансу определяется, сколько средств необходимо учреждению для расчетов с кредиторами. При этом все требования должны быть документально подтверждены. Непризнанные кредиторские требования, а также новые отражаются в дополнениях к балансу. В противном случае кредиторы могут обратиться за взысканием в суд. Если обращения в судебные органы не последовало, долг считается погашенным.

При недостаточности активов организации для исполнения обязательств проводится публичная реализация имущества. Если вырученных средств не хватает, кредиторы вправе подать иск в суд для возмещения долгов за личный счет собственников учреждения. Порядок очередности расчетов установлен в стат. 64 ГК:

  • Первая – выплаты гражданам за нанесение вреда здоровью или жизни.
  • Вторая – расчеты с персоналом, включая выходные пособия, премии, зарплату и т.д.
  • Третья – выплаты по бюджетным и внебюджетным платежам.
  • Четвертая – все прочие виды выплат.

Окончательный ликвидационный баланс

После погашения всех долгов составляется окончательный ликвидационный баланс. Документ передается на утверждение в соответствующие исполнительные органы. Затем заполняется заявление и платится госпошлина. Пакет документов представляется в налоговые органы. Факт ликвидации вносится в Единый Реестр. На основании записи в ЕГРЮЛ бюджетный субъект признается прекратившим свое существование, а ликвидация завершенной (стат. 21 Закона № 7-ФЗ от 12.01.96 г.).

Уведомление госорганов

Закрытие некоммерческой структуры предполагает обязательную подачу в ИФНС следующих типовых форм:

  • Уведомление об утверждении решения, ликвидационной комиссии и промежуточном балансе – ф. Р15001.
  • Извещение о закрытии госучреждения.
  • Уведомление об окончательном балансе – ф. Р16001.
  • Платежная квитанция на перечисление госпошлины.
  • Окончательный ликвидационный баланс.

Передача документов в архив

После закрытия любой организации остается документация. Закон о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.11 г. устанавливает минимально пятилетний период для хранения бухгалтерских документов. А кадровые формы следует сохранять в течение 75 лет.

Для определения ценности документации проводится экспертиза. Под контроль попадают все формы – как на бумажных, так и на электронных носителях. По завершении формирования архива согласовывается перечень уничтожаемых документов. Список утверждается у руководителя. На конечном этапе проводится уничтожение необязательных документов.

Особенности ликвидации разных типов учреждений

Процедура прекращения деятельности учреждений регламентируется Законом № 7-ФЗ от 12.01.96 г., БК РФ и ГК РФ. В отношении образовательных организаций необходимо учитывать требования Закона № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Правовые особенности для ликвидации разных типов учреждений:

  • Закрытие казенного, бюджетного предприятия проводится по решению органа власти в зависимости от типа учреждения – Правительства РФ для федеральной структуры; органа власти субъекта РФ для региональной; местной администрации для муниципальной. Требовать досрочного погашения долгов при закрытии такого объекта кредиторы не вправе (стат. 19.1 Закона № 7-ФЗ).
  • Ликвидация автономного учреждения выполняется по предусмотренным ГК РФ основаниям – решение принимается органом власти соответствующего уровня, оставшееся имущество передается учредителю объекта (стат. 19 Закона № 174-ФЗ от 03.11.06 г.).
  • Ликвидация образовательных организаций допускается после утверждения положительного решения о необходимости такой процедуры. Для школ в сельской местности требуется также согласие жителей (стат. 22 Закона № 273-ФЗ).
  • Ликвидация медицинских организаций выполняется на основании решения о прекращении деятельности и положительного заключения специальной комиссии. При этом должно учитываться мнение жителей (стат. 29.1 Закона № 323-ФЗ от 21.11.11 г.).

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Расчеты с сотрудниками и увольнения

Когда проводится ликвидация учреждения, отпускники, лица на больничном и прочий персонал увольняются без исключений. Беременную женщину можно уволить при ликвидации учреждения. Стат. 81 ТК дает право работодателям расторгать трудовые договора в одностороннем порядке. Все действия по уведомлению сотрудников выполняет ликвидационная комиссия. Известить специалистов необходимо минимум за 2 месяца до закрытия организации. В случае массовых увольнений – за 3 мес.

При ликвидации персоналу выплачивается вознаграждение за отработанное время. Дополнительно начисляются и выдаются выходные пособия за 2 или 3 мес., а также различные компенсации. Не забудьте перечислить в бюджет НДФЛ, оплатить налоги и страховые взносы. По истечение срока, отведенного для уведомления и расчетов с персоналом, издаются приказы на увольнение и делаются записи в трудовых книжках. Расчет осуществляется в последний рабочий день. Будьте внимательны, при отражении расчетов нужно указать правильные КОСГУ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector