Срок обжалования решения квалификационной комиссии составляет

Срок обжалования решения квалификационной комиссии составляет

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 294 в приказ внесены изменения

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178
"Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему квалификационных экзаменов"

С изменениями и дополнениями от:

30 августа 2005 г., 28 февраля 2006 г., 18 августа 2008 г., 15 мая 2012 г., 16 декабря 2016 г.

В соответствии со статьей 4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.357) приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему квалификационных экзаменов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2000 г.

Регистрационный N 2282

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 294 в Положение внесены изменения

Положение
об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему квалификационных экзаменов
(утв. приказом Минюста РФ от 26 мая, от 21 июня 2000 г. N 178)

С изменениями и дополнениями от:

30 августа 2005 г., 28 февраля 2006 г., 18 августа 2008 г., 15 мая 2012 г., 16 декабря 2016 г.

Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему квалификационных экзаменов (далее — Положение), утверждено в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате*.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 294 в заголовок внесены изменения

I. Порядок образования и деятельности апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему квалификационных экзаменов

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 294 в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения

1. Апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему квалификационных экзаменов (далее — Комиссия), образуется при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — Министерство). Персональный состав Комиссии формируется Министерством совместно с Федеральной нотариальной палатой (далее — Палата) на паритетных началах.

К полномочиям Комиссии относится:

рассмотрение жалоб на решения квалификационных комиссий по приему квалификационных экзаменов;

подготовка вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов (далее — вопросы), и вариантов ответов на них.

Подготовка вопросов осуществляется на основании перечня тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, утвержденного Министерством совместно с Палатой и размещенного на официальных сайтах Министерства и Палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть восьмая статьи 3.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

К подготовке вопросов и вариантов ответов на них привлекаются представители научного сообщества.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 294 в пункт 2 настоящего Положения внесены изменения

2. Комиссия создается сроком на три года в количестве восьми человек. В состав Комиссии включаются нотариусы, имеющие стаж работы нотариусом не менее пяти лет, представители Министерства и Палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы. Членом Комиссии не может быть лицо, являющееся членом квалификационной комиссии по приему квалификационных экзаменов (далее — квалификационная комиссия), или конкурсной комиссии, образуемой для проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 18 августа 2008 г. N 174 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения

3. Для формирования состава Комиссии Министерство направляет в Палату уведомление о необходимости представления кандидатур членов Комиссии. Палата в месячный срок с момента получения данного уведомления представляет в Министерство кандидатуры членов Комиссии, соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Положения.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 18 августа 2008 г. N 174 в пункт 4 настоящего Положения внесены изменения

4. Персональный состав Комиссии утверждается приказом Министерства, копия которого в течение двух рабочих дней с даты его издания направляется в Палату. Председатель и секретарь Комиссии назначаются из числа членов Комиссии — представителей Министерства.

Срок полномочий Комиссии исчисляется с даты издания приказа об утверждении ее персонального состава.

5. Изменение персонального состава Комиссии производится с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Положением для формирования состава Комиссии. При этом срок полномочий нового члена Комиссии ограничивается сроком полномочий данной Комиссии.

6. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. О дате, времени и месте заседаний Комиссии, определяемых ее председателем, члены Комиссии извещаются секретарем Комиссии не позднее чем за пятнадцать дней до заседания.

7. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины ее состава. Решение Комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Комиссии. Голосование проводится открыто. При равенстве голосов членов Комиссии голос председателя является решающим.

II. Порядок подачи жалобы

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 294 в пункт 8 настоящего Положения внесены изменения

8. Лицо, не допущенное к сдаче квалификационного экзамена либо не сдавшее экзамен (далее — заявитель или надлежащий заявитель), вправе подать жалобу на соответствующее решение квалификационной комиссии в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии или копии выписки из протокола результатов квалификационного экзамена.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 294 в пункт 9 настоящего Положения внесены изменения

9. Днем подачи жалобы считается день непосредственного предоставления ее секретарю Комиссии либо день сдачи ее в организацию связи для направления в Комиссию. К подаваемой жалобе должна быть приложена копия выписки из протокола заседания квалификационной комиссии или копия выписки из протокола результатов квалификационного экзамена с отметками о дате их выдачи заявителю.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 294 в пункт 10 настоящего Положения внесены изменения

10. Секретарь Комиссии регистрирует поступившую жалобу в журнале входящей корреспонденции. При подаче жалобы надлежащим заявителем и в установленные сроки секретарь Комиссии истребует из территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации (далее — территориальный орган) личное дело заявителя, копии протокола заседания квалификационной комиссии, протокола результатов квалификационного экзамена, приказов о создании квалификационной комиссии и об утверждении ее персонального состава, а также, при необходимости, другие документы.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 18 августа 2008 г. N 174 в пункт 11 настоящего Положения внесены изменения

11. Территориальный орган направляет в Комиссию истребуемые материалы не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса, подписанного секретарем Комиссии.

12. Секретарь Комиссии извещает заявителя о дне рассмотрения жалобы не позднее чем за 15 дней до заседания Комиссии.

III. Порядок рассмотрения жалоб

13. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее трех месяцев с даты ее поступления в Комиссию.

Заявитель вправе присутствовать на заседании Комиссии при рассмотрении его жалобы.

Комиссия, при необходимости, может вызвать заявителя и (или) членов квалификационной комиссии на заседание для дачи пояснений.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 18 августа 2008 г. N 174 в пункт 14 настоящего Положения внесены изменения

14. На заседании Комиссии секретарь докладывает о всех поступивших жалобах, в том числе поданных ненадлежащим заявителем или с нарушением сроков.

Если жалоба подана ненадлежащим заявителем и (или) не соблюдены сроки ее подачи, Комиссия принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы.

По принятой к рассмотрению жалобе секретарь Комиссии докладывает содержание жалобы и материалов, поступивших из территориального органа.

15. Комиссия, рассмотрев жалобу заявителя, не допущенного к квалификационному экзамену, вправе принять решение:

1) об оставлении решения квалификационной комиссии без изменения, а жалобы — без удовлетворения;

2) об отмене решения квалификационной комиссии и допуске заявителя к квалификационному экзамену.

16. Комиссия, рассмотрев жалобу заявителя, не сдавшего квалификационный экзамен, вправе принять решение:

1) об оставлении решения квалификационной комиссии без изменения, а жалобы — без удовлетворения;

2) об отмене решения квалификационной комиссии и направлении заявителя на переэкзаменовку. При этом по письменному ходатайству заявителя Комиссия вправе принять решение о направлении экзаменуемого для переэкзаменовки в квалификационную комиссию, созданную в ином субъекте Российской Федерации;

3) об отмене решения квалификационной комиссии и изменении итогового балла, выставленного квалификационной комиссией.

17. Решение Комиссии может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 294 в пункт 18 настоящего Положения внесены изменения

18. В случае принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 15 или подпунктом 2 пункта 16 настоящего Положения, квалификационная комиссия обязана допустить заявителя к ближайшему квалификационному экзамену.

Если заявитель направлен для переэкзаменовки в квалификационную комиссию, созданную в ином субъекте Российской Федерации, он обязан представить в эту квалификационную комиссию документы, предусмотренные пунктом 16 Положения о квалификационной комиссии, утвержденного приказом Минюста России от 29.06.2015 N 150 "Об утверждении Положения о квалификационной комиссии" (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37819), и выписку из решения Комиссии о направлении на переэкзаменовку.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 294 пункт 19 настоящего Положения изложен в новой редакции

19. В случае принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 16 настоящего Положения, территориальный орган вносит в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, сведения о сдаче заявителем квалификационного экзамена.

20. Секретарь Комиссии ведет протокол заседания Комиссии, в котором отражаются дата, время и место проведения заседания; фамилии, инициалы членов Комиссии и иных лиц, присутствующих на заседании; фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя, реквизиты документов, удостоверяющих его личность; существенные моменты рассмотрения жалобы; принятое членами Комиссии решение и обоснование этого решения. Протокол подписывается председателем и секретарем Комиссии.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста России от 15 мая 2012 г. N 77 в пункт 21 настоящего Положения внесены изменения

21. Выписка из протокола заседания Комиссии по жалобе заявителя в течение пяти рабочих дней после заседания направляется или по просьбе заявителя выдается секретарем Комиссии заявителю, направляется в квалификационную комиссию, решение которой обжаловалось, а в случае, указанном в подпункте 2 пункта 16 настоящего Положения, — и в квалификационную комиссию, которая будет осуществлять переэкзаменовку заявителя.

Читайте также:  Фазлиддин сайфутдинов 52 самара

Личное дело заявителя подлежит возвращению одновременно с соответствующей выпиской из протокола заседания Комиссии в квалификационную комиссию, решение которой обжаловалось заявителем.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 18 августа 2008 г. N 174 в пункт 22 настоящего Положения внесены изменения

22. Протоколы заседания Комиссии хранятся в Министерстве в течение 75 лет и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке.

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.357.

Дата размещения статьи: 11.03.2017

Адвокат, который не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои профессиональные обязанности, может быть привлечен к ответственности, которую можно определить как дисциплинарную (или "корпоративную", "профессиональную"), поскольку она не относится ни к гражданской, ни к уголовной, ни к административной, а меры этого вида ответственности налагаются на адвокатов не органами государства, а органами адвокатского самоуправления в порядке, определенном Кодексом профессиональной этики адвоката .
———————————
Принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 (ред. от 22.04.2015) // СПС "КонсультантПлюс".

Дисциплинарную ответственность адвоката следует рассматривать как особый вид дисциплинарной ответственности, который применяется к специальному субъекту дисциплинарных правоотношений за совершение дисциплинарного проступка, проявляющегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей, и устанавливает применение предусмотренных законом или нормами корпоративной этики мер дисциплинарного воздействия в закрепленном для этого процедурном порядке .
———————————
См.: Бусурина Е.О. Дисциплинарная ответственность адвоката в правозащитной деятельности: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2013.

Согласно п. 6 ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката мерами дисциплинарной ответственности являются:
1) замечание;
2) предупреждение;
3) прекращение статуса адвоката.
Выбор одной из мер взыскания относится к компетенции Совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, который является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты, путем принятия решения простым большинством голосов членов Совета, участвующих в его заседании, с учетом заключения квалификационной комиссии. Решение Совета адвокатской палаты должно быть мотивированным и содержать конкретную ссылку на правила профессионального поведения адвоката, предусмотренные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодексом профессиональной этики адвоката, в соответствии с которыми квалифицировалось действие (бездействие) адвоката.
Решение Совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката вступает в силу в день его принятия. Такой вывод можно сделать, основываясь на закреплении данного положения в Регламенте Совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Например, согласно п. 4.6 Регламента Совета Адвокатской палаты Калининградской области, утвержденного решением Совета адвокатской палаты Калининградской области (протокол N 16 от 25 декабря 2013 г.), "решения Совета вступают в силу с даты их принятия, либо с указанной в решении даты". Аналогичной позиции придерживается и Департамент развития социального страхования. Так, рассмотрев запрос Адвокатской палаты Воронежской области от 05.09.2013 N 738, заместитель директора Департамента Л.А. Котова отметила, что "моментом приостановления (прекращения) статуса адвоката будет являться день принятия советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации решения о приостановлении (прекращении) статуса адвоката" . Подтверждается данное положение и судебной практикой. Например, в решении мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Ростова-на-Дону по делу N 1256/13 от 23 сентября 2013 г. зафиксировано, что "соответственно, на основании действующего законодательства, датой приостановления или прекращения статуса адвоката является дата принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты, если в решении не указана иная дата" . Также в решении Хамовнического районного суда г. Москвы от 7 октября 2015 г. по гражданскому делу N 2-4853/15 сделан вывод, что "в силу ст. 17 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" статус адвоката прекращается с момента принятия соответствующего решения Советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации" .
———————————
Письмо из Минтруда России в Адвокатскую палату Воронежской области. URL: http://www.advpalataro.ru/publications/index.php? > Решение мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Ростова-на-Дону по делу N 1256/13 от 23 сентября 2013 г. URL: http://www.advpalataro.ru/publications/index.php? > Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 7 октября 2015 г. по гражданскому делу N 2-4853/15. URL: https://hamovnichesky—msk.sudrf.ru/mod-ules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=327530028&delo_ >

Адвокат, привлеченный к дисциплинарной ответственности, не согласный с принятым решением Совета адвокатской палаты, имеет право на его обжалование. Необходимо отметить, что факт обжалования такого решения не приостанавливает вступление его в силу. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в своем Апелляционном определении по гражданскому делу N 339201/2016 от 16 марта 2016 г. отметила, что "факт обжалования истцом решения Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 17 ноября 2011 года в судебном порядке и оставление в дальнейшем его иска без рассмотрения не приостанавливает вступление в законную силу решения от 17 ноября 2011 года, которое не отменено и не изменено".
Согласно п. 2. ст. 25 Кодекса профессиональной этики адвоката адвокат, привлеченный к дисциплинарной ответственности, может обжаловать решение Совета адвокатской палаты в месячный срок со дня, когда ему стало известно или он должен был узнать о состоявшемся решении. Несмотря на то что данная норма прямо не указывает на судебный порядок обжалования, расширительное толкование п. 5 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее — Закон об адвокатуре), который закрепляет, что решение совета адвокатской палаты, принятое по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ст. 17, может быть обжаловано в суд, а также сложившаяся судебная практика подтверждают правильность данного вывода. Возможность обжалования решения Совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в органы Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Следует отметить, что Законом об адвокатуре предусмотрена возможность обжалования только решений о прекращении статуса адвоката, в то время как Кодекс профессиональной этики адвоката предоставляет право на обжалование любого решения Совета адвокатской палаты по дисциплинарному производству, однако закрепляет, что оно принадлежит только адвокату, в отношении которого было принято такое решение. Судебная практика свидетельствует о том, что в основном обжалуются решения о прекращении статуса адвоката, достаточно редко обжалуются решения о применении таких мер, как замечание или предупреждение.
Рассмотрение спора об обжаловании решения Совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката осуществляется судом общей юрисдикции в порядке искового производства. Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.06.2004 N А55-1617/04-5 справедливо сделан вывод, что "решение Совета Палаты адвокатов Самарской области, связанное с лишением статуса адвокатов по дисциплинарному производству, не может быть обжаловано в арбитражный суд. Положения ст. 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", предусматривающие, что "решение о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в суд", не свидетельствуют о том, что указанные споры относятся к компетенции арбитражного суда" . Аналогично и Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 по делу N А41-19764/08, в котором отмечено, что "прекращение статуса адвоката К.Д.А. за невыполнение решения Совета адвокатской палаты и невнесение средств на общие нужды адвокатской палаты является мерой дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка и относится к сфере трудового права.
———————————
Постановление ФАС Поволжского округа от 24.06.2004 по делу N А55-1617/04-5. URL: https://www.lawmix.ru/povolzh/63690.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

Таким образом, рассмотрение споров об оспаривании решений о привлечении к дисциплинарной ответственности осуществляется судами общей юрисдикции" .
———————————
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 по делу N А41-19764/08. URL: https://www.lawmix.ru/moscow-sydu/67298.

Также следует отметить, что решения Совета адвокатской палаты не подлежали обжалованию в порядке главы 25 ГПК РФ , что подтверждается дисциплинарной практикой адвокатских палат и судебной практикой. Например, в заключении Квалификационной комиссии Адвокатской палаты г. Москвы от 24 июня 2015 г. отмечено, что "в юридическом смысле П.Э.М. не обжаловал в суд решение Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 17 ноября 2011 года N 172 о прекращении ему статуса адвоката, поскольку обжалование такого решения осуществляется адвокатом, привлеченным к дисциплинарной ответственности, в суд по месту нахождения адвокатской палаты в порядке искового производства, а П.Э.М. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ ("Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") и с нарушением правил территориальной подсудности, что в итоге было установлено Определением Тверского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2012 года". Данным Определением заявление П.Э.М. об отмене заключения Квалификационной комиссии Адвокатской палаты г. Москвы, отмене решения Совета Адвокатской палаты г. Москвы о прекращении статуса адвоката оставлено без рассмотрения, поскольку "Адвокатская палата г. Москвы не относится к числу лиц, чьи решения, действия (бездействие) которых подлежат оспариванию в порядке главы 25 ГПК РФ. Заявителю разъяснено право на разрешение спора в порядке искового производства с соблюдением правил подсудности" .
———————————
Глава утратила силу с 15 сентября 2015 г.
Определение Тверского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2012 г. по делу N 2-5804/2012. URL: http://sudact.ru/.

Статья 29 Закона об адвокатуре закрепляет, что адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
Таким образом, исковые заявления об оспаривании решений Совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката должны предъявляться в суд общей юрисдикции по месту нахождения адвокатской палаты в порядке искового производства.
Применительно к судебному обжалованию также важным является вопрос о пределах судебной проверки соответствующих решений. То есть должен ли суд проверять обоснованность решения и соразмерность примененной меры ответственности или только соблюдение процедуры дисциплинарного разбирательства.
Судебная практика рассмотрения дел об оспаривании примененной меры дисциплинарного взыскания не единообразна. Так, некоторые суды в своих решениях отмечают, что "выбор меры дисциплинарной ответственности является компетенцией совета адвокатской палаты и суд не вправе их изменять" , то есть "вопрос о соразмерности примененной меры тяжести содеянному, пересмотр выводов коллегиальных органов, их решений, принятых по существу путем голосования, не подлежит судебной проверке в рамках рассмотрения дела" , "суд призван лишь проверить процедуру рассмотрения дисциплинарного производства в отношении конкретного адвоката и выявить нарушения, если таковые имелись, но никак не исследование конкретных обстоятельств дисциплинарного производства, которые являются исключительной прерогативой ответчика, и суд не вправе вмешиваться в данную деятельность ответчика" . Однако в то же время другие суды прямо становятся на сторону адвокатов, ссылаясь на то, что "применение к истцу самой строгой меры дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката является явно несоразмерным совершенному им дисциплинарному проступку ввиду чрезмерной суровости дисциплинарного взыскания" .
———————————
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 3 апреля 2008 г. // Профессиональная этика адвокатов: Сб. мат-лов / Сост. Н.М. Кипнис. М.: ООО "Вариант", 2008. С. 149.
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 16 января 2006 г. // Профессиональная этика адвокатов: Сб. мат-лов / Сост. Н.М. Кипнис. М.: ООО "Вариант", 2008. С. 163.
Решение Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область) от 22 сентября 2015 г. по делу N 2-6947/2015. URL: http://sudact.ru/regular/doc/4neNQacdWVLY.
Решение Кировского районного суда города Иркутска от 22 декабря 2005 г. // Профессиональная этика адвокатов: Сб. мат-лов / Сост. Н.М. Кипнис. М.: ООО "Вариант", 2008. С. 185.

Читайте также:  Оплата отпуска при совмещении должностей

Например, "Совет Адвокатской палаты Пензенской области прекратил статус адвокату Щ. за неисполнение решения высшего органа адвокатского самоуправления — конференции адвокатов по уплате взноса на строительство здания для размещения коллегии адвокатов и адвокатской палаты.
Ленинский районный суд г. Пензы сделал вывод, что статус адвоката может быть прекращен за какие-либо неоднократные действия. Поскольку неисполнение решения конференции не причинило существенного материального ущерба организации ответчика в связи с однократной неуплатой незначительной денежной суммы взноса в 3 тыс. рублей, эти обстоятельства, по мнению суда, исключают возможность применения "самой строгой меры дисциплинарной ответственности в отношении истца" .
———————————
Обзор дисциплинарной практики адвокатских палат субъектов РФ за 2009 год. URL: http://apco.kirov.ru/for_lawyers/71/1219.

В целом, как свидетельствует судебная практика, чаще всего оценке подлежит только соблюдение процедуры дисциплинарного производства, установленной Кодексом профессиональной этики адвоката, а применение мер дисциплинарного воздействия относится к исключительной компетенции Совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
Анализ судебных решений показал, что основанием для признания решения Совета адвокатской палаты о применении меры взыскания незаконным является, например, истечение срока для привлечения к ответственности. Так, "судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемое истцом решение Совета Адвокатской палаты Пермского края нельзя признать законным, на день дачи заключения Квалификационной комиссией и вынесения решения Советом Адвокатской палаты один год с момента вменяемого истцу нарушения истек, что исключало дисциплинарное производство" .
———————————
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда по делу N 33-9593/2014. URL: http://судебныерешения.рф/bsr/case/6942219.

Неуведомление адвоката о возбуждении дисциплинарного производства также может стать основанием для признания решения Совета адвокатской палаты незаконным. Так, в решении Советского районного суда г. Брянска от 14 июня 2013 г. по гражданскому делу N 33-2761/13 было отмечено отсутствие доказательств принятия необходимых мер по надлежащему извещению истца о проводимом в отношении него дисциплинарном производстве, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что "истец на протяжении всего процесса дисциплинарного производства в отношении его (от возбуждения до рассмотрения этого производства Советом Адвокатской палаты) не был надлежаще заблаговременно извещен о месте и времени рассмотрения дисциплинарного дела, в связи с чем лишен возможности ознакомления со всеми материалами дисциплинарного производства, личного участия в заседаниях и дачи по существу разбирательства устных и письменных объяснений, представления доказательств" .
———————————
Решение Советского районного суда г. Брянска от 14 июня 2013 г. по гражданскому делу N 33-2761/13. URL: https://sovetsky—brj.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=32312555&delo_ >

Если обратиться к статистическим данным, размещенным в Отчетах о деятельности Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, можно проследить тенденцию обжалования в суд решений Советов адвокатских палат о применении мер дисциплинарных взысканий:
— за 2009 — 2010 гг. обжаловано 238 решений о применении меры дисциплинарного взыскания, из них признаны необоснованными и отменены 42. Всего за данный период к ответственности было привлечено 5694 адвоката, из них прекращен статус 811 адвокатов;
— за 2011 — 2012 гг. обжаловано 212 решений, из них признаны необоснованными и отменены 12. Всего за данный период к ответственности был привлечен 5341 адвокат, из них прекращен статус 867 адвокатов;
— за 2013 — 2014 гг. обжаловано 160 решений, из них признаны необоснованными и отменены 16. Всего за данный период к ответственности было привлечено 5340 адвокатов, из них прекращен статус 722 адвокатов.
———————————
Отчет о деятельности Совета ФПА РФ за период с апреля 2009 г. по апрель 2011 г. URL: http://www.fparf.ru/documents/council_documents/council_reports/255.
Отчет о деятельности Совета ФПА РФ за период с апреля 2011 г. по апрель 2013 г. URL: http://www.fparf.ru/documents/council_documents/council_reports/256.
Отчет о деятельности Совета ФПА РФ за период с апреля 2013 г. по апрель 2015 г. URL: http://www.fparf.ru/documents/council_documents/council_reports/13947.

Следует отметить небольшой процент удовлетворения судами исковых требований к адвокатской палате, в среднем он составляет 11% от всех обжалуемых решений Совета по дисциплинарному производству. Также можно сделать вывод о снижении количества обжалуемых решений и случаев их отмены, что свидетельствует о соблюдении адвокатскими палатами процедурных основ дисциплинарного производства, закрепленных в Кодексе профессиональной этики адвоката.
В заключение хотелось бы отметить, что конечной целью эффективной дисциплинарной системы является повышение качества осуществляемой адвокатами профессиональной деятельности, поскольку дисциплинарная система защищает этику и высокие моральные качества членов адвокатского сообщества.

  • Документы
  • /
  • Регламент
  • /
  • Положение о Квалификационной комиссии АП РО

Положение о Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Ростовской области

(в редакции от 4 февраля 2012 г.)

Конференцией адвокатов АП РО

10 декабря 2002 г.

с изменениями, внесенными Конференцией адвокатов

4 февраля 2012 г.

Президент АП РО Д.П. Баранов.

1. Общие положения

1.1. Квалификационная комиссия Адвокатской палаты Ростовской области (далее — «Квалификационная комиссия» или «Комиссия») создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов.

1.2. Квалификационная комиссия формируется на срок два года в количестве 13 членов Комиссии по следующим нормам представительства, определенным ст.33 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»:

  • от Адвокатской палаты Ростовской области — семь адвокатов. При этом адвокат- член Квалификационной комиссии должен иметь стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет;
  • от Главного Управления Министерства юстиции РФ по Ростовской области – два представителя;
  • от Законодательного собрания Ростовской области – два представителя. При этом эти представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими;
  • от Ростовского областного суда — один судья;
  • от Арбитражного суда Ростовской области — один судья.

1.3. Члены Квалификационной комиссии – адвокаты избираются Конференцией адвокатов Ростовской области из числа наиболее опытных и квалифицированных адвокатов, пользующихся заслуженным авторитетом у коллег.

1.4. Председателем Квалификационной комиссии является Президент Адвокатской палаты Ростовской области по должности. Председатель Квалификационной комиссии назначает из числа членов квалификационной комиссии заместителя председателя и секретаря Комиссии.

1.5. В своей деятельности Квалификационная комиссия руководствуется законодательством об адвокатуре и адвокатской деятельности. Квалификационная комиссия осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, беспристрастности, объективности, независимости, гласности и профессионализма.

1.6. Квалификационная комиссия решает возложенные на нее задачи самостоятельно, а также во взаимодействии и координации с Федеральной палатой адвокатов РФ и Главным управлением Министерства юстиции РФ по Ростовской области.

2. Права и обязанности членов Квалификационной комиссии

2.1. Члены Квалификационной комиссии вправе:

  • знакомиться со всеми документами и материалами, необходимыми для работы Комиссии;
  • задавать дополнительные вопросы претенденту на присвоение статуса адвоката;
  • задавать вопросы адвокату, в отношении которого возбуждено дело о применении меры взыскания, и лицу, ставшему инициатором возбуждения дела о применении к адвокату меры взыскания, если они присутствуют на заседании Квалификационной комиссии;
  • предлагать Квалификационной комиссии перенести рассмотрение вопроса о принятии решения или даче заключения на другое заседание в связи с необходимостью истребования дополнительных материалов;
  • за работу в Квалификационной комиссии адвокаты — члены Квалификационной комиссии могут получать вознаграждение в размере и порядке, определяемом Конференцией (собранием) адвокатов Ростовской области.

2.2. Члены Квалификационной комиссии обязаны:

  • участвовать во всех заседаниях Квалификационной комиссии;
  • участвуя в работе Квалификационной комиссии, руководствоваться принципами законности, беспристрастности, объективности, независимости и профессионализма;
  • исполнять поручения Председателя Квалификационной комиссии, касающиеся организации работы Комиссии;
  • участвовать в голосовании по всем вопросам, разрешаемым на заседаниях Квалификационной комиссии. Член Квалификационной комиссии не может воздержаться от участия в голосовании.

3. Организация работы Квалификационной комиссии

3.1. Обязанность по организации работы Квалификационной комиссии возлагается на ее Председателя.

Председатель Квалификационной комиссии: возглавляет Квалификационную комиссию в ее взаимоотношениях с третьими лицами; формирует повестку дня заседаний Комиссии, созывает и проводит ее заседания; дает поручения членам Квалификационной комиссии по вопросам, связанным с ее деятельностью; руководит аппаратом Квалификационной комиссии, организует делопроизводство в Квалификационной комиссии, выполняет иные обязанности, вытекающие из деятельности Квалификационной комиссии.

В период отсутствия Председателя Квалификационной комиссии его обязанности исполняет заместитель.

3.2. Секретарь Квалификационной комиссии: организует ведение протоколов заседаний комиссии.

3.3. Квалификационная комиссия считается правомочной принимать решения при наличии в ее составе не менее двух третей членов Комиссии.

3.4. Заседания Квалификационной комиссии созываются по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.

3.5. Решения, принятые Квалификационной комиссией, оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем Комиссии. В случае, если при голосовании у члена Квалификационной комиссии существует особое мнение, отличное от решения, принятого большинством голосов присутствующих на заседании членов Квалификационной комиссии, данное мнение представляется в письменной форме и приобщается к протоколу заседания.

4. Решения Квалификационной комиссии

4.1.Решение квалификационной комиссии о допуске (отказе в допуске) претендента к квалификационному экзамену, а также решение о присвоении (отказе в присвоении) претенденту статуса адвоката принимаются простым большинством голосов членов Квалификационной комиссии, участвующих в ее заседании, путем голосования именными бюллетенями. При равенстве голосов членов Квалификационной комиссии голос председательствующего на заседании Квалификационной комиссии является решающим.

Читайте также:  Можно ли поменять айфон по гарантии

4.2. Форма бюллетеня для голосования утверждается советом Федеральной палаты адвокатов РФ.

4.3. Бюллетени для голосования, тексты письменных ответов на вопросы (тестирование) приобщаются к протоколу и хранятся в документах адвокатской палаты Ростовской области как бланки строгой отчетности в течение трех лет.

4.4. Решение Квалификационной комиссии объявляется претенденту на присвоение статуса адвоката немедленно после голосования.

5. Допуск к квалификационному экзамену

5.1. К сдаче квалификационного экзамена могут быть допущены лица, претендующие на приобретение статуса адвоката, отвечающие требованиям пунктов 1 и 2 ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и подавшие в Квалификационную комиссию соответствующее заявление с приложением документов, указанных в пункте 2 статьи 10 указанного Закона.

Для сдачи квалификационного экзамена и приобретения статуса адвоката претендент вправе обратиться в Квалификационную комиссию АП РО в том случае, если он зарегистрирован на территории Ростовской области по месту постоянного жительства и в качестве налогоплательщика.

5.2. Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом Квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить Квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений, либо подтвердить их достоверность не позднее, чем через месяц со дня получения запроса Квалификационной комиссии.

5.3. Запрещается требовать от претендента на приобретение статуса адвоката каких-либо других документов, не предусмотренных ст. 10 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

5.4. Квалификационная комиссия может отказать претенденту в допуске к квалификационному экзамену по основанию предоставления претендентом недостоверных сведений только после проведения проверки достоверности документов и сведений, предоставленных претендентом.

5.5. После проведения проверки Квалификационная комиссия должна принять решение о допуске претендента к квалификационному экзамену либо об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену. Основанием к отказу в допуске претендента к сдаче квалификационного экзамена могут служить лишь обстоятельства, указанные в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

5.6. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

6. Квалификационный экзамен

6.1. Прием квалификационного экзамена и оценка знаний претендента на присвоение статуса адвоката осуществляется Квалификационной комиссией в порядке, установленном Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката, утвержденным Федеральной палатой адвокатов РФ.

Федеральная палата адвокатов РФ разрабатывает и утверждает перечень вопросов, предлагаемых претендентам на присвоение статуса адвоката.

6.2. Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к его повторной сдаче не ранее чем через год.

7. Присвоение статуса адвоката

7.1. Решение Квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката или об отказе в этом должно быть принято не позднее трех месяцев со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката.

7.2. Квалификационная комиссия не вправе отказать претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после сдачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствовавшие допуску к квалификационному экзамену.

7.3. Решение Квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката в порядке, установленном Адвокатской палатой Ростовской области. Срок принятия присяги адвокатом — не позднее одного месяца со дня успешной сдачи квалификационного экзамена.

7.4. Квалификационная комиссия в течение семи дней со дня принятия решения о присвоении претенденту статуса адвоката уведомляет об этом Главное Управление Министерства юстиции РФ по Ростовской области, которое в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

8. Заключения Квалификационной комиссии по дисциплинарным производствам

8.1. Дисциплинарное дело, поступившее в Квалификационную комиссию Адвокатской палаты Ростовской области, должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев, не считая времени отложения дисциплинарного дела по причинам, признанным Квалификационной комиссией уважительными.

Разбирательство в Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Ростовской области осуществляется устно, на основе принципов состязательности и равенства участников дисциплинарного производства.

Перед началом разбирательства все члены Квалификационной комиссии предупреждаются о недопустимости разглашения и об охране ставших известными в ходе разбирательства сведений, составляющих тайну личной жизни участников дисциплинарного производства, а также коммерческую, адвокатскую и иную тайны.

8.2. Квалификационная комиссия должна дать заключение по возбужденному дисциплинарному производству в том заседании, в котором состоялось разбирательство по существу, на основании непосредственного исследования доказательств, представленных участниками производства до начала разбирательства, а также их устных объяснений.

Копии письменных доказательств или документов, которые участники намерены представить в Комиссию, должны быть переданы ее секретарю не позднее двух суток до начала заседания. Квалификационная комиссия может принять от участников дисциплинарного производства к рассмотрению дополнительные материалы непосредственно в процессе разбирательства, если они не могли быть представлены заранее. В этом случае Комиссия, по ходатайству участников дисциплинарного производства, может отложить разбирательство для ознакомления с вновь представленными материалами.

8.3. Участники дисциплинарного производства заблаговременно извещаются о месте и времени рассмотрения дисциплинарного дела квалификационной комиссией. Неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства не является основанием для отложения разбирательства. В этом случае Квалификационная комиссия рассматривает дело по существу по имеющимся материалам и выслушивает тех участников производства, которые явились на заседание Комиссии.

8.4. Разбирательство в Комиссии осуществляется в пределах тех требований и по тем основаниям, которые изложены в жалобе, представлении, сообщении. Изменение предмета и (или) основания жалобы, представления, сообщения не допускаются.

8.5. Участники дисциплинарного производства с момента его возбуждения имеют право:

1) знакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства, делать выписки из них, снимать с них копии, в том числе с помощью технических средств;

2) участвовать в заседании Комиссии лично и (или) через представителя;

3) давать по существу разбирательства устные и письменные объяснения, представлять доказательства;

4) знакомиться с протоколом заседания и заключением Комиссии;

5) в случае несогласия с заключением Комиссии представить Совету Адвокатской палаты РО свои объяснения.

8.6. По просьбе участников дисциплинарного производства Комиссия вправе запросить дополнительные сведения и документы, на которые участники ссылаются в подтверждение своих доводов.

8.7. Адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, имеет право принимать меры по примирению с лицом, подавшим жалобу, до решения Совета Адвокатской палаты РО. Адвокат и его представитель дают объяснения Комиссии последними.

8.8. Квалификационная комиссия обязана вынести заключение по существу, если к моменту возбуждения дисциплинарного производства не истекли сроки, предусмотренные статьей 18 Кодекса профессиональной этики адвоката.

8.9. По результатам разбирательства Квалификационная комиссия вправе вынести следующие заключения:

1) о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса профессиональной этики адвоката, либо о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем, либо о неисполнении решений органов адвокатской палаты;

2) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отсутствия в действии (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса профессиональной этики адвоката либо вследствие надлежащего исполнения адвокатом своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой;

3) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее заключения Квалификационной комиссии и решения Совета Адвокатской палаты РО или иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;

4) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отзыва жалобы, представления, сообщения либо примирения лица, подавшего жалобу и адвоката;

5) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности;

6) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие обнаружившегося в ходе разбирательства отсутствия допустимого повода для возбуждения дисциплинарного производства.

8.10. Разбирательство во всех случаях осуществляется в закрытом заседании Квалификационной комиссии. Порядок разбирательства определяется Квалификационной комиссией и доводится до сведения участников дисциплинарного производства. Заседание Квалификационной комиссии ведет ее председатель (назначенный им заместитель из числа членов Комиссии), который обеспечивает порядок в ходе ее заседания. Нарушители порядка могут быть отстранены от заседания Комиссии по ее решению. Участники дисциплинарного производства вправе присутствовать при оглашении заключения Комиссии.

8.11. Заседание Квалификационной комиссии фиксируется протоколом, в котором отражаются все существенные стороны разбирательства, а также формулировка заключения. Протокол подписывается председателем и секретарем Комиссии. В случаях, признаваемых Комиссией необходимыми, может вестись звукозапись, прилагаемая к протоколу.

8.12. По существу разбирательства, Комиссия принимает заключение путем голосования именными бюллетенями, форма которых утверждается Советом Федеральной палаты адвокатов РФ. Формулировки по вопросам голосования предлагаются председателем Комиссии или назначенным им заместителем. Именные бюллетени для голосования членов комиссии приобщаются к протоколу и являются его неотъемлемой частью.

8.13. Заключения Квалификационной комиссии принимаются простым большинством голосов членов Квалификационной комиссии участвующих в ее заседании .

При равенстве голосов членов Квалификационной комиссии по вопросу принятия заключения о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и (или) Кодекса профессиональной этики адвоката либо о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем, либо о неисполнении решений органов адвокатской палаты выносится заключение о необходимости прекращения дисциплинарного производства в соответствии с подпунктом 2 пункта 9 статьи 23 Кодекса профессиональной этики адвоката.

При равенстве голосов членов Квалификационной комиссии в случаях принятия решений по другим вопросам, голос председательствующего на заседании Квалификационной комиссии является решающим.

8.14. По просьбе участников дисциплинарного производства им в десятидневный срок вручается (направляется) заверенная копия заключения Комиссии.

8.15. Заключение Комиссии должно быть мотивированным и обоснованным и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части заключения указываются время и место вынесения заключения, наименование Комиссии, его вынесшей, состав Комиссии, участники дисциплинарного производства, повод для возбуждения дисциплинарного производства.

Описательная часть заключения должна содержать указание на предмет жалобы или представления (сообщения), объяснения адвоката.

В мотивировочной части заключения должны быть указаны фактические обстоятельства, установленные Комиссией, доказательства, на которых основаны ее выводы, и доводы, по которым она отвергает те или иные доказательства, а также правила профессионального поведения адвокатов, предусмотренные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвоката, которыми руководствовалась Комиссия при вынесении заключения.

Резолютивная часть заключения должна содержать одну из формулировок предусмотренных пунктом 8.9 настоящего Положения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector