Сроки уточнения платежа в налоговой

Сроки уточнения платежа в налоговой

Григоренко Екатерина Сергеевна — советник государственной гражданской службы РФ 2 класса.

Ошибка в платежке на уплату налога — это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Последствия многих ошибок можно устранить, просто подав заявление об уточнении платежа. И со следующего года фатальных ошибок станет еще меньше!

— Екатерина Сергеевна, многие ошибки в оформлении платежек на уплату налогов, взносов можно исправить, подав заявление об уточнении платежа. Срок принятия решения ИФНС по такому заявлению не установлен. Как быстро ИФНС должна принять решение? Требуется ли сверка расчетов?

— Действительно, НК РФ не установлен отдельный срок для принятия налоговым органом решения по заявлению об уточнении платежа. Как разъяснил Минфин, в этом случае применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога .

Таким образом, решение по заявлению об уточнении платежа должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней:

— или со дня получения заявления налогоплательщика;

— или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если такая сверка проводилась.

Полагаю, что проведение ИФНС и налогоплательщиком совместной сверки расчетов и подписание акта отвечает интересам обеих сторон. Ведь лучше сразу исключить все обстоятельства, которые могут помешать уточнению платежа. В таком случае срок увеличится, но не критично — не более чем на 10 (15) рабочих дней, необходимых для проведения сверки.

— В платежке на перечисление аванса по УСН предприниматель по ошибке указал КБК по страховым взносам в ПФР (уплачиваемым в ИФНС). Зачет между взносами и налогом проводить нельзя . А можно ли уточнить этот платеж?

— Налог считается уплаченным с момента представления в банк платежного поручения, в котором правильно указаны номер счета Федерального казначейства и реквизиты банка получателя . Конечно, при условии что на счете в банке достаточно средств. Ошибка в иных реквизитах платежного поручения, в том числе в КБК, не приводит к неуплате налога. Для исправления такого рода ошибок достаточно подать в ИФНС заявление с просьбой уточнить тип, принадлежность платежа и приложить к заявлению платежку .

Таким образом, если в платежном поручении на перечисление аванса по УСН предприниматель по ошибке указал КБК по страховым взносам в ПФР, то такой платеж можно уточнить.

Правда, нужно учитывать одну особенность. Если сведения об уплаченной сумме уже были учтены ПФР на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, уточнить реквизиты платежного поручения не получится . Это касается сумм, по ошибке зачисленных на КБК 18210202010061010160 и КБК 18210202140061110160 .

— Екатерина Сергеевна, читатели пишут, что после смены ИФНС у них возникают сложности с уточнением платежей, которые был перечислены еще в старую ИФНС. Инспекторы предупреждают об отсутствии технической возможности для уточнения платежей, которые новая ИФНС получила "как сальдо расчетов с бюджетом". Действительно ли смена ИФНС может являться препятствием для уточнения платежа?

— В течение 3 рабочих дней со дня снятия организации с учета в прежней ИФНС учетное дело организации пересылается в ИФНС по новому месту нахождения . Передается в новую инспекцию и карточка РСБ. В ней выводится сальдо расчетов плательщика с бюджетом по состоянию на дату снятия с учета .

Так что смена налогового органа не должна никаким образом влиять на возможность уточнения платежа, произведенного ранее в прежнюю налоговую инспекцию.

— Еще один вопрос, связанный со сменой ИФНС. Организация в 2018 г. по ошибке перечислила НДФЛ по реквизитам прежней инспекции. Можно ли уточнить такой платеж?

— Это возможно только в случае, когда прежняя и новая инспекции находятся в одном субъекте РФ.

Если же организация по ошибке направила НДФЛ по реквизитам прежней инспекции, расположенной в другом регионе, налог не будет считаться уплаченным. Ведь получается, что в платежном поручении организация неправильно указала номер счета Федерального казначейства . А если в бюджет на соответствующий счет казначейства платеж не поступил, то уточнить (перебросить) его нельзя.

— А возможно будет зачесть переплату по НДФЛ, возникшую по старому ОКТМО в другом регионе, в счет недоимки, которая числится по новому ОКТМО?

— Полагаю, что решить вопрос зачетом не получится. Налог, перечисленный по реквизитам прежней ИФНС в другом регионе, — не излишне уплаченный налог, это ошибочный платеж не на тот счет Федерального казначейства. При этом нормы ст. 78 НК РФ предполагают, что зачет возможен только в отношении излишне уплаченного налога, а не ошибочно перечисленных платежей. То есть зачет суммы НДФЛ, уплаченной по старому ОКТМО по реквизитам прежней ИФНС из другого региона, в счет недоимки, которая числится по новому ОКТМО, не предусмотрен.

Необходимо заново уплатить НДФЛ в нужном размере по правильным реквизитам. Чтобы минимизировать размер пеней, желательно сделать это как можно скорее. А сам ошибочный платеж можно будет вернуть, подав заявление в ИФНС.

— Екатерина Сергеевна, давайте разберемся с еще одной схожей ситуацией. Предприниматель перечислил авансовый платеж по УСН за I квартал 2018 г. на счет казначейства другого региона (Москвы вместо Московской области). Обнаружив ошибку, предприниматель не смог уточнить платеж и заплатил аванс еще раз по верным реквизитам ИФНС в Московской области. Читатель говорит, что в возврате денег ИФНС ему отказала, ссылаясь на то, что это был аванс. Разве нельзя вернуть излишне уплаченный авансовый платеж ранее окончания налогового периода?

— Установленные НК РФ правила возврата налога применяются и в отношении сумм излишне уплаченных авансовых платежей .

Поэтому тот факт, что налоговый период еще не окончен, не может быть основанием для отказа в возврате авансового платежа.

Но платеж, перечисленный по реквизитам ИФНС другого региона, я бы трактовала не как авансовый, а как ошибочный. Соответственно, момент окончания налогового периода вообще не должен иметь значения. Вернуть ошибочный платеж можно в любое время, в том числе и ранее окончания налогового периода.

— Вы правы, по словам читателя, в акте сверки расчетов с ИФНС уплаченная по ошибочным реквизитам сумма аванса по УСН числится именно как невыясненный платеж. Получается, причина отказа в возврате денег в том, что предприниматель, по сути, хотел вернуть то, чего нет, — излишне уплаченный аванс?

— Возможно. Для возврата невыясненных платежей не может быть подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога . С этой целью необходимо подать в налоговый орган заявление в произвольной форме, где будут пояснены обстоятельства произошедшего, с приложением ошибочного платежного поручения.

— А начиная с 2019 г. в ситуации, когда налог по ошибке был перечислен по реквизитам ИФНС другого региона, платеж можно будет уточнить?

Читайте также:  Срок исполнения судебного приказа о взыскании долга

— В ст. 45 НК РФ были внесены существенные изменения, которые начнут действовать с 2019 г. Так, благодаря поправкам будет расширен перечень реквизитов платежного поручения, которые можно уточнять. Если ошибка в платежном поручении не повлекла неперечисления денег в бюджет, с нового года налогоплательщик будет вправе уточнить:

— тип и принадлежность платежа;

— счет Федерального казначейства (это новшество 2019 г.).

Таким образом, с 2019 г. в случае ошибочного перечисления налога, взносов, сбора, пеней, а также штрафов по реквизитам ИФНС другого региона платеж можно будет уточнить, подав заявление в ИФНС.

— Если организация уплатила НДФЛ по реквизитам прежней ИФНС из другого региона, то получается, что она указала в платежке неправильно не только номер счета казначейства, но и наименование банка. Однако вносимые поправки не предусматривают возможности уточнения наименования банка. Это не помешает уточнению счета казначейства?

— Полагаю, что нет.

Для уплаты налогов в платежном поручении заполняют несколько реквизитов, определяющих получателя. Помимо номера счета казначейства (поле 17), указывают, в частности, наименование банка (поле 13), а также название УФК по региону и в скобках сокращенное название налоговой инспекции (поле 16). При подаче заявления на уточнение номера счета казначейства сложностей с изменением такого реквизита, как "банк получателя", возникнуть не должно. Указание в заявлении правильных ОКТМО и счета казначейства позволит определить и наименование банка получателя, где открыт счет налоговому органу. Отдельно уточнять этот реквизит по заявлению не обязательно.

Вместе с тем, конечно, необходимо понять, как нововведения начнут применяться на практике. Ведь заранее невозможно определить, какие сложности могут возникнуть, будут ли происходить отказы со стороны ИФНС в уточнении платежей, какие разъяснения в адрес налоговых органов будут выпущены и так далее.

Хочу напомнить, что реквизиты можно узнать в ИФНС либо проверить с помощью интернет-сервисов. На сайте ФНС есть специальный общедоступный информационный ресурс. Там представлены все необходимые данные — код ИФНС, наименование, а также такие платежные реквизиты конкретного налогового органа, как получатель платежа (с указанием УФК и в скобках — конкретной инспекции), ИНН и КПП получателя, банк получателя, его БИК, корреспондентский счет и непосредственно номер счета.

Уточнить реквизиты налоговой инспекции, необходимые для заполнения платежного поручения, можно на сайте ФНС: www.nalog.ru -> Сервисы -> Обратная связь/Помощь -> Адреса и платежные реквизиты вашей инспекции.

— Сейчас основное условие для уточнения платежа — поступление налога не просто в бюджет, а именно на правильный счет казначейства.

Выполнение этого условия говорит также об исполнении обязанности по уплате налога. И напротив, налог не считается уплаченным, если в результате неправильного указания номера счета казначейства и наименования банка получателя деньги не поступили в бюджет на соответствующий счет .

Предусмотрев возможность уточнения счета казначейства, законодатели не изменили нормы, определяющие, когда обязанность по уплате налога признается исполненной. Выходит, что в следующем году налогоплательщик сможет уточнить платеж (исправив номер счета казначейства), хотя его обязанность по уплате налога исполнена не была? И пеней не будет?

— На мой взгляд, ваше утверждение неверно.

С 2019 г. основным условием для уточнения платежа станет факт поступления платежа в бюджетную систему. Номер же счета казначейства, как я уже говорила, при необходимости можно будет уточнить.

Если платеж не поступил в бюджет из-за ошибки в счете Федерального казначейства или наименовании банка получателя, то налог по-прежнему не будет считаться уплаченным в бюджет . Уточнить его будет нельзя и в 2019 г. (только возврат).

Другое дело, если ошибка в оформлении платежного поручения не повлекла неперечисления денег в бюджетную систему. То есть деньги поступили в бюджет, но не на тот счет. В такой ситуации с 2019 г. налогоплательщик сможет уточнить номер счета казначейства. Полагаю, что поскольку счет будет уточнен, то, следовательно, обязанность по уплате налога будет считаться исполненной. Причем исполненной на момент представления в банк первоначального платежного поручения (при наличии достаточного остатка на счете) . Ведь ИФНС уточнит платеж по заявлению налогоплательщика на день фактической уплаты налога в бюджет .

Новая редакция п. 7 ст. 45 НК РФ, как и действующая, предусматривает необходимость сторнирования пеней. С 2019 г. ИФНС при уточнении платежа, в том числе и в связи с ошибкой в номере счета казначейства, обязана будет пересчитать пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

Внимание! С 2019 г. появятся дополнительные условия уточнения платежа. Ошибку в платежке можно будет исправлять, если :

— с даты перечисления денег прошло не более 3 лет;

— уточнение платежа не приведет к недоимке.

— Екатерина Сергеевна, какого же рода ошибки по-прежнему будут помехой для уточнения платежа? Указание счета, не относящегося ни к одной ИФНС?

— Любые ошибки в платежном поручении, которые приведут к непоступлению налога (взноса, сбора, пеней, штрафа) в бюджет. Такие суммы можно будет только вернуть как ошибочно уплаченные. В приведенном вами примере (указание счета, не относящегося ни к одной из ИФНС) деньги, если банк проведет такой платеж, в бюджет не поступят, а значит, уточнить этот платеж нельзя будет и в следующем году.

— И последний вопрос. Можно ли будет в 2019 г. подать заявление об уточнении счета казначейства, если налог (взнос, сбор) был ошибочно перечислен не на тот счет еще в 2018 г.?

— Возможность исправления ошибки в счете Федерального казначейства предусматривает новая редакция п. 7 ст. 45 НК РФ. Поправки вступят в силу с 1 января 2019 г. Полагаю, что это нововведение будет касаться только сумм налога, уплаченных начиная с 2019 г. То есть, несмотря на поправки, в 2019 г. нельзя будет подать заявление об уточнении счета Федерального казначейства, если налог (взнос, сбор) был ошибочно перечислен не на тот счет еще в 2018 г. или в более раннем периоде.

Письмо Минфина от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324; пп. 4, 8 ст. 78 НК РФ.

п. 7 ст. 45 НК РФ; Письма Минфина от 19.01.2017 N 03-02-07/1/2145; ФНС от 10.10.2016 N СА-4-7/19125@.

Письмо ФНС от 15.06.2017 N ЗН-4-22/11334.

п. 3.6.1 Порядка, утв. Приказом МНС от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

п. 3 разд. XI Единых требований, утв. Приказом ФНС от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@.

приложение N 8 к Приказу ФНС от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@.

Закон от 29.07.2018 N 232-ФЗ.

п. 7 ст. 45 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019).

ст. 2 Закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ.

Читайте также:  Где оформляется право собственности на квартиру

Беседовала Е.О. Калинченко, Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Допустив ошибку в платежном поручении на перечислении налогов или страховых взносов (кроме взносов «на травматизм»), налогоплательщик вправе написать письмо в налоговую об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Правда, не все ошибки в платежке можно исправить подобным образом.

Ошибки, которые нельзя исправить уточнением платежа

К критическим ошибкам в платежном поручении относится неправильное указание (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ):

  • номера счета Федерального казначейства;
  • наименование банка получателя.

Если вы ошибетесь в этих реквизитах, то обязанность по уплате налога/взноса будет считаться неисполненной. Соответственно, придется заново перечислять сумму налога/взноса в бюджет, а также уплатить пени (ст. 75 НК РФ).

Некритичные ошибки в платежном поручении

Все остальные ошибки в платежном поручении (например, указание неверного КБК (Письмо Минфина от 19.01.2017 N 03-02-07/1/2145) ) не приводят к тому, что обязанность плательщика по уплате налога/взноса признается неисполненной, и исправить эту ошибку моджно, уточнив платеж.

Заявление на уточнение платежа в налоговую

Форма уточнения налоговых платежей законодательно не утверждена. Такое заявление подается в произвольной форме. В нем имеет смысл указать:

  • информацию о платежном поручении, в котором допущена ошибка (дату, номер платежки, сумму платежа и наименование налога/взноса);
  • сведения о реквизите, который вы хотите уточнить, с указанием правильных данных.

К заявлению об уточнении платежа приложите копию платежки, которую хотите уточнить.

Уточнение налоговых платежей: действия ИФНС

Получив ваше заявление, налоговики могут предложить провести сверку платежей (п. 7 ст. 45 НК РФ). Правда, это необязательно.

О принятом решении по вашему заявлению об уточнении платежа ИФНС должна сообщить вам в течение 5 рабочих дней после принятия такого решения.

Если решение будет положительным, а до его принятия вам начислят пени, то их сторнируют (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Уточнение налогового платежа: образец

Заявление об уточнении платежа в налоговую может выглядеть следующим образом:

Руководителю ИФНС России № 14 по г. Москве
125284, г. Москва, 2-ой Боткинский пр-д, д. 8, стр. 1

от ООО «Март»
ИНН 7714123456/КПП 771401001
125040, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.37
Контактное лицо: главный бухгалтер
Ландышева Елена Геннадьевна
Телефон: 8-499-153-96-78

Заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой

ООО «Март» в связи с обнаружением ошибки в платежном поручении на перечисление НДФЛ от 10.01.2018 № 21 на сумму 27000 руб. на основании п. 7 ст. 45 НК РФ просит уточнить следующие реквизиты:

Наименование показателя Правильное значение показателя
КБК (104) 182 1 01 02010 01 1000 110

Кроме того, просим произвести пересчет пени, начисленных за период со дня фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ до дня принятия решения об уточнении платежа.

Копия платежного поручения от 10.01.2018 № 21 на 1 листе прилагается.

Генеральный директор ______Тюльпанов__________ В.А. Тюльпанов

Отдельным вопросам, касающимся сроков обращения за возвратом излишне взысканных сумм налогов, а также изменениям в процедуре уточнения платежа посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

  • Какой срок установлен для подачи заявления о возврате излишне взысканной суммы налога?
  • Решение о возврате излишне взысканных сумм принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.

До 15 декабря 2017 года за возвратом налогоплательщик мог обратиться в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. При пропуске срока подачи заявления налоговый орган принимал решение об отказе в возврате.

С 15 декабря 2017 года срок обращения в инспекцию составляет три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ).

  • Тем самым, срок подачи заявления в налоговый орган увеличен до трех лет?
  • Да. Причем трехгодичный срок применим и к тем случаям, когда факт излишнего взыскания имел место до 15 декабря 2017 года, но при условии, что на дату подачи заявления о возврате он не истек.
  • Вместе с тем, новую редакцию пункта 3 статьи 79 НК РФ можно рассматривать как установление досудебного порядка урегулирования спора (подпункт 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ).

  • Что это означает?
  • Судебная практика признавала за налогоплательщиком право напрямую обратиться в суд за возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм. Об этом было сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.
  • В действующей редакции статьи 79 НК РФ положений о сроке обращения в суд нет. Но это не может толковаться как отмена права налогоплательщика на судебную защиту. В этой связи положения письма ФНС от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@ о том, что возврат излишне взысканной суммы через суд не предусмотрен, представляются неточными.

    В настоящее время, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщику следует предварительно подать заявление о возврате в инспекцию.

    При соблюдении налогоплательщиком данной досудебной процедуры, у него имеется право обращения в суд с имущественным требованием к инспекции об обязании возвратить сумму излишне взысканного налога.

    В этом случае обязательного досудебного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения заявления о возврате излишне взысканного налога, не требуется.

    Схожая позиция отражена в определении Верховного Суда от 30.01.2015 № 309-КГ14-7949.

  • В такой ситуации каков срок на обращение в суд с требованием о возврате?
  • На принятие решения о возврате налоговому органу отводится 10 рабочих дней.
  • По истечении этого срока возможно обращение в суд. При этом, по моему мнению, срок для обращения в суд за возвратом излишне взысканного налога (требование имущественного характера) исчисляется так же, как при обращении в налоговый орган: три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.

    Это обстоятельство следует учитывать при определении срока подачи заявления в налоговый орган. То есть, направлять его следует с таким расчетом, чтобы в случае отказа налогового органа в возврате налога (или непринятия налоговым органом решения в установленный срок) успеть обратиться в суд.

  • Как устанавливается тот момент, когда налогоплательщик узнал о переплате?
  • Отсчет срока на подачу заявления о возврате начинается с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты.
  • Вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение. В частности, причин, из-за которых налогоплательщик допустил переплату налога, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Об этом напоминалось в постановлении Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08.

    Читайте также:  Акт приема товара на реализацию

    Причем суды не признают в качестве причины изменения начала течения срока на возврат неуведомление налоговым органом налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу, который обязан исчислять сам налогоплательщик (определение Верховного суда от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491).

  • Можно ли считать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, дату получения справки о состоянии расчетов?
  • Подобная справка может являться основанием начала отсчета срока, если только из нее налогоплательщик впервые узнал о наличии переплаты, и ранее переплата не могла быть выявлена другими способами.
  • Если справка получена, но существуют разногласия по сумме переплаты?
  • Налогоплательщик вправе инициировать проведение сверки расчетов. Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
  • Сверка может быть завершена с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам, что требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

    В такой ситуации лучше подать заявление хотя бы по той сумме, в отношении которой отсутствуют разногласия.

    Если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем налогоплательщик получил от налогового органа решение об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

    Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не влекут перерыв течения трехлетнего срока на обращение за возвратом.

  • Может ли являться датой, с которой плательщик узнал о переплате, изменение судебной практики?
  • Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может быть поставлена в зависимость от «внешних» обстоятельств. К ним относится, в том числе, придание изменениям в законодательстве обратной силы, формирование судебной практики в пользу налогоплательщика.
  • Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

  • При каких условиях налоговым органом может быть отказано в проведении зачета излишне взысканной суммы?
  • В зачете (возврате) может быть отказано, если:
    • в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида. С учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, по местным – в счет местных;
    • заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
    • заявление на возврат представлено при имеющейся недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам. Обратим внимание, что налоговый орган вправе зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика;
    • заявление подано в налоговый орган по истечении трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
    • Указанные основания следуют из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ.

    • Влияет ли на решение налогового органа о зачете излишне взысканной суммы продолжительность срока, который прошел со дня взыскания?
    • Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки может быть принято налоговым органом, если со дня излишней уплаты прошло не более трех лет. Это правило закреплено с 31 августа 2018 года пунктом 5 статьи 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ.
    • При наличии недоимки возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

      С учетом пункта 1 статьи 79 НК РФ правила зачета суммы переплаты в погашение недоимки, установленные статьей 78 НК РФ, распространяются на зачет излишне взысканной суммы в счет погашения недоимки.

      Учитывая изложенное, такой зачет возможен, если со дня излишнего взыскания прошло не более трех лет.

    • Чем отличается зачет от процедуры уточнения платежа?
    • Процедура уточнения платежа предусмотрена пунктом 7 статьи 45 НК РФ.
    • В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

      При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

      Уточнить можно налог, сбор, пени, штрафы. В части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уточнение платежа не производится, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    • Что меняется в данной процедуре?
    • С 1 января 2019 года новая редакция пункта 7 статьи 45 НК РФ предоставляет возможность уточнить платеж безотносительно счета казначейства, на который поступили средства. Уточнить платеж на перечисление налога станет возможным, если допущенная при оформлении платежного поручения ошибка не повлекла неперечисление денежных средств в бюджетную систему.
    • Иначе говоря, даже неправильно указанный счет Федерального казначейства может быть уточнен.

    • В отношении каких сумм применяется новый порядок уточнения платежей?
    • Никаких переходных положений Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ, которым введена поправка, не содержит.
    • Это может толковаться таким образом, что новый порядок уточнения платежей распространяется также на суммы денежных средств, перечисленных в бюджетную систему до 1 января 2019 года.

    • Как уточнить платеж?
    • Будут два способа уточнения.
    • Первый – подача налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета заявления об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой. Форма заявления произвольная. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении должна содержаться просьба уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

      Появляется второй способ – самостоятельное принятие налоговым органом решения об уточнении платежа при обнаружении им ошибки в оформлении поручения.

      Налоговые органы в работе с невыясненными платежами должны руководствоваться порядком, утвержденным приказом ФНС от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@.

      Еще одно обстоятельство – уточнение не производиться, если оно повлечет возникновение недоимки.

    • В течение какого срока можно претендовать на уточнение платежа?
    • В течение трех лет. Подача соответствующего заявления налогоплательщиком или принятие налоговым органом самостоятельного решения об уточнения платежа возможны в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему.
    • Данный срок аналогичен продолжительности срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, установленного статьей 78 НК РФ.

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock detector