Страховыми взносами единовременные выплаты

Страховыми взносами единовременные выплаты

Все перечисленные пособия являются видами обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и не подлежат обложению страховыми взносами на основании п.1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ.

Адрес:
660010 г. Красноярск, проспект имени газеты "Красноярский рабочий", 117;
email: info@ro24.fss.ru

Телефоны Режим работы

Красноярское региональное отделение ФСС РФ:

Информационно-справочная служба (Call-центр): (391) 229-14-24

Дата размещения статьи: 01.05.2016

Нередко на практике встречаются ситуации, когда нормативными правовыми актами субъектов РФ в рамках мер социальной поддержки устанавливаются дополнительные выплаты молодым специалистам, именуемые пособиями. Подлежат ли данные выплаты обложению страховыми взносами? Ответим на этот вопрос на основе анализа судебной практики и разъяснений внебюджетных фондов (ПФР и ФСС).

В целях материальной поддержки выпускников медицинских высших и средних учебных заведений, поступающих на работу в государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения, закрепления их в отрасли, а также повышения престижа медицинских профессий в ряде субъектов РФ выплачиваются единовременные пособия. Например, такое пособие установлено Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.12.2005 N 338 "О порядке установления и выплаты единовременного пособия выпускникам медицинских высших и средних учебных заведений, поступающим на работу в учреждения здравоохранения Ленинградской области".
За счет средств областного бюджета выплачиваются единовременные пособия в размере:
— 30 000 руб. — выпускникам медицинских высших учебных заведений;
— 15 000 руб. — выпускникам медицинских средних учебных заведений.
В соответствии с нормами данного документа право на получение единовременного пособия имеют лица, окончившие медицинские средние (высшие) учебные заведения, имеющие диплом и сертификат специалиста и устроившиеся на работу в государственные учреждения здравоохранения. При этом перерыв между днем окончания учебного заведения (днем окончания интернатуры (ординатуры)) и днем поступления на работу в учреждение здравоохранения Ленинградской области на должности среднего медицинского персонала, врачей-специалистов не превышает трех месяцев.
Основаниями для выплаты пособия являются:
— соглашение между департаментом здравоохранения и медицинским учреждением;
— трудовой договор, заключенный на неопределенный срок и предусматривающий занятие работником штатной должности в полном объеме (не менее одной ставки);
— диплом, сертификат специалиста.
Руководители государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Ленинградской области ежегодно до 1 октября направляют в комитет по здравоохранению Ленинградской области списки лиц, имеющих право на получение единовременного пособия.
На основании представленных списков комитет по здравоохранению Ленинградской области ежегодно до 10 октября утверждает сводный список лиц, имеющих право на получение единовременного пособия, в соответствии с которым перечисляет денежные средства выпускникам медицинских высших и средних учебных заведений на банковские счета, открытые ими на свое имя в кредитном учреждении.
Аналогичные нормы предусмотрены в Постановлении Правительства Омской области от 13.03.2012 N 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников". Размеры единовременных денежных выплат составляют:
— 30 000 руб. — медицинским работникам с высшим медицинским образованием, поступившим на работу в учреждения, расположенные на территориях муниципальных районов Омской области;
— 20 000 руб. — медицинским работникам с высшим медицинским образованием, поступившим на работу в учреждения, расположенные на территории муниципального образования "Городской округ "Город Омск" Омской области", а также медицинским работникам со средним медицинским образованием.
Условиями назначения медицинским работникам денежных выплат являются:
1) наличие высшего или среднего медицинского образования;
2) поступление на работу по полученной специальности в государственные учреждения здравоохранения Омской области по трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет или неопределенный срок;
3) возраст до 28 лет включительно на день заключения трудового договора с учреждением;
4) работа по должности врача-специалиста или специалиста среднего медицинского персонала.
В ходе проверок территориальные органы ПФР и ФСС утверждают, что суммы единовременных пособий молодым специалистам подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях. Как отмечено в Письме ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014, ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не облагаются страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, в том числе пособия по безработице и социальному страхованию. В перечне видов государственных пособий, установленных Федеральным законом N 255-ФЗ , единовременные пособия молодым специалистам, принятым на работу по полученной специальности в муниципальные учреждения, не предусмотрены.
———————————
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Читайте также:  Код подразделения вид на жительство иностранного гражданина

Таким образом, если единовременные пособия выплачиваются работникам государственными (муниципальными) учреждениями, с которыми они состоят в трудовых отношениях, суммы названных выплат признаются объектом обложения страховыми взносами на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ и, соответственно, данные учреждения являются плательщиками страховых взносов с указанных выплат.
Чем неуплата страховых взносов грозит учреждению здравоохранения?
В соответствии с ч. 1 ст. 18, п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы и вести учет объектов обложения страховыми взносами. Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена ст. 47 Закона. Согласно нормам данной статьи неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы, неправильного исчисления платежей и других противоправных действий влечет взыскание с плательщика страховых взносов штрафа в размере:
— 20% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования;
— 40% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования, если вышеназванные деяния совершены умышленно.
В рамках рассмотрения вопроса взаимоотношений с контролирующими органами особый интерес всегда представляет сложившаяся арбитражная практика: позиция проверяющих, доводы сторон и, конечно же, вердикт судей. Поэтому для разъяснения данной ситуации обратимся к судебным решениям.
Как отмечено в Постановлениях Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016 N 08АП-24/2016 по делу N А46-6371/2015, АС ЗСО от 14.12.2015 N Ф04-27453/2015 по делу N А46-6229/2015, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также из компенсационных и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).
Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (см. ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"). То обстоятельство, что меры социальной поддержки предоставляются работодателем, вовсе не доказывает их связь с трудовыми отношениями и оплатой труда.
С учетом того, что спорные выплаты производятся из средств местного бюджета, предоставляются безвозмездно, вне зависимости от результатов работы получающего их работника они не являются оплатой труда. Указанные выплаты направлены на социальную поддержку отдельной категории работников как относящихся к гражданам, нуждающимся в ней в связи с занятостью в социально значимой сфере.
На основании вышеизложенного суд квалифицирует данные выплаты в качестве пособия, не подлежащего обложению страховыми взносами в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Аналогичные решения вынесены в Постановлениях Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 N 08АП-15503/2015 по делу N А46-12311/2015, от 19.02.2016 N 08АП-15501/2015 по делу N А46-10107/2015, от 16.02.2016 N 08АП-15263/2015 по делу N А46-11277/2015.
Таким образом, единовременные выплаты врачам, являющимся молодыми специалистами, не подлежат обложению страховыми взносами. Однако, учитывая данную спорную ситуацию, учреждению здравоохранения необходимо быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде. Судебное обжалование актов ПФР и ФСС и их должностных лиц производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.

Читайте также:  Специальности для кадастрового инженера с 2020

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.

Читайте также:  Должностная инструкция бухгалтера по начислению коммунальных платежей

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

Единовременная выплата по случаю увольнения работника в связи с уходом на пенсию, которая не превышает трехкратный размер заработка работника (шестикратный — для работников «северных» организаций), не включается в базу для начисления страховых взносов. Об этом проинформировал Минтруд России в письме от 11.03.16 № 17-3/В-98.

Специалисты ведомства напомнили, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. Об этом сказано в части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ). Перечень сумм, которые не облагаются страховыми взносами, приведен в статье 9 данного закона. Так, страховые взносы не начисляются на все виды законодательно установленных компенсационных выплат, связанных с увольнением работников. Исключение составляют, в частности, выплаты в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднемесячного заработка работника (шестикратный размер — для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Исходя из положений статьи 178 ТК РФ, в трудовом или коллективном договором могут перечисляться случаи выплат выходных пособий, не предусмотренные Трудовым кодексом, а также устанавливаться повышенные размеры выплат.

Таким образом, если указанным договором предусмотрена выплата выходного пособия при увольнении работника на пенсию (в фиксированном размере или в зависимости от стажа работы), то такая компенсация освобождается от страховых взносов в сумме, не превышающей в целом трехкратный (или шестикратный) размер среднего месячного заработка. Все, что выплачивается сверх этих сумм, необходимо включить в базу для начисления страховых взносов.

Кроме этого, чиновники сообщили, что если организация выплачивает работникам единовременное вознаграждение по случаю достижения пенсионного возраста, то такие суммы облагаются страховыми взносами в общем порядке. Обоснование — указанные выплаты не упомянуты в перечне необлагаемых выплат.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector