Субъекты права пользования землями сельскохозяйственного назначения

Субъекты права пользования землями сельскохозяйственного назначения

Вопрос регулируется ЗК и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земли сельскохозяйственного назначения — это земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Из это следует два вывода: 1) земли с-х назначения не располагаются в поселениях 2) земли с-х назначения определяются через два признака: предоставленные для нужд сельского хозяйства и предназначенные для этих целей.

На землях поселений с-х угодья имеются, но они относятся не к землям с-х назначения, как категории земель, а входят в состав одной из территориальных зон поселений под названием «зоны с-х использования».

Земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства – это земли в буквальном смысле предоставленные гражданам и юр. лицам для ведения с-х производства, находящиеся в их пользовании. В их состав входят с-х угодья (пашни, сенокосы, пастбища), земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, зданиями, строениями, сооружениями, используемые для производства, хранения, переработки с-х продукции.

Земли, предназначенные для нужд с-х производства – земли для использования в будущем, резервный фонд. Это: 1)земли, отработанные горнодобывающими предприятиями и подлежащие возврату в с-х производство после их восстановления. Пока формально они находятся в пользовании этих горнодобывающих предприятий. 2) земли, предназначенные для с-х освоения и перевода их по мере освоения в с-х земли (целина, болото, пески); деградированные в результате бесхозяйственного использования с-х угодья и нуждающиеся в восстановлении и временно находящиеся на консервации. Такие земли до перевода их в предоставленные находятся в составе земель запаса.

Фонд перераспределения земель – создается в целях перераспределения земель для с-х производства, в частности, для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества. Это тоже резервный фонд, но в отличие от предназначенных земель, он готов к использованию, формируется из земельных участков, которые поступают в фонд при: добровольном отказе собственника, владельца, пользователя от земельного участка; принудительном изъятии земельного участка в предусмотренных законом случаях (нарушение земельного законодательства); отсутствие наследника земельного участка. Фонд перераспределения земель в состав земель запаса не входит. Но нужно, чтобы входил, так как земли этого фонда никому конкретно не предоставлены.

Субъекты. Адиханов выделяет два этапа. На первом этапе (1992-1994) собственником являлся трудовой коллектив, возможна приватизация с-х предприятий. На втором (с 1994-2001) аукционы, реорганизация предприятий, но крепкого хозяина так и не появилось. Сегодня: Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

1)гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

2)хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными 3)коммерческими организациями;

4)Некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, 5)религиозными организациями;

7)опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

8)общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Специфика правового режима земель сельскохозяйственного назначения и меры по их особой охране.

Земли с-х назначения требуют к себе бережного отношения, они должны иметь приоритет по сравнению с другими категориями земель, более строгий правовой режим, использоваться более рационально. Так как верхний плодородный слой земли – одно из трудносоздаваемых и в то же время легко уязвимых природных объектов. Еще Карл Маркс писал: «Время ничего не щадит и ухудшает все средства производства за исключением земли». Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Приоритет с-х земель проявляется в:

1) эти земли предоставляются для с-х нужд. Для иных нужд выделяются земли несельскохозяйственного назначения. Если таких земель не окажется, отводятся с-х земли, непригодные для с-х использования или угодья худшего качества по кадастровой оценке. Для строительства линий электропередач, связи, автомобильных дорог допускается предоставление с-х угодий более высокого качества. При этом такие сооружения должны размещаться вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.

2) с-х земли охраняются от необоснованного их изъятия с целью предоставления для других нужд: -а) изъятие, в том числе путем выкупа, с-х угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня с целью предоставления для несельскохозяйственного использования допускается в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны и безопасности государства; -б) особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается; -в) если изъятие с-х земель для несельскохозяйственных нужд неизбежно, то их изъятие производится по мере освоения (обработки) ранее изъятых для этих целей земель; -г) изъятие с-х земель для их предоставления организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности производится после восстановления ранее отработанных земель.

3) Закон предусматривает ряд мер, направленных на снижение или смягчение вреда, связанного с изъятием с-х земель для других нужд: если изъятие с-х земель связано с нарушением плодородного слоя, то он должен быть снят и сохранен для возврата на прежнее место (при временном изъятии земель); земли должны быть возвращены для использованию по основному назначению в пригодном состоянии после соответствующей рекультивации; в целях охраны с-х земель и интересов с-х землепользователей предусматривается полное возмещение убытков и потерь с-х производства, связанных с изъятием земель.

4) для предотвращения деградации с-х земель, их нарушения, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности предусматривается проведение комплекса экономических, экологических, агротехнических, почвозащитных мероприятий и в связи с этим возлагает на с-х землепользователей широкий круг обязанностей.

Оборот земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Особенности оборота земельных долей в праве общей собственности на земельный участок в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Вопрос регулируется ФЗ «Об обороте земель с-х назначения», Закон Алтайского края «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель с-х назначения».

Оборот земли – это переход земельного участка от одного лица к другому. Он может быть частным и публичным. Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то оборот земли осуществляется в административном порядке по нормам земельного права в форме распределения-перераспределения земельных участков (публичный оборот). Когда земельный участок является объектом частной собственности, то речь идет о частном обороте земли, осуществляемом по нормам гражданского права в форме купли-продажи, дарения. Два вида оборота — переход в собственность и в аренду.

Особый режим, установленный для земель с/х назначения не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков осуществляется по общим правилам, установленным ЗК РФ.

Принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения:

1) сохранение целевого использования земельных участков. Если в течение трех лет используется не по целевому назначению-то принудительное изъятие.

2) установление размера общей площади земельных участков с-х угодий, расположенных на территории административно-территориального образования, которые могут находиться в собственности одного лица или группы лиц. Устанавливается и минимальный и максимальный предел. В Алтайском крае максимум это 10% от общей площади с-х угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления, приобретения таких земельных участков

3)преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов. В Алтайском крае это право делегировано муниципальным образованиям.

4) преимущественное право субъекта РФ или муниципалитета на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли.

5) установление особенностей предоставления земельных участков иностранцам. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Это не принципы, а правильно назвать особенности.

Если земельный участок или доля в праве общей собственности приобретены в собственность с нарушениями законодательства, то такой земельный участок или доля должны быть отчуждены собственником в течение года. В противном случае орган государственной власти субъекта в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушениях, должен обратиться с заявлением в суд о понуждении собственника к продаже на торгах (конкурс, аукцион) либо субъект РФ должен выкупить по рыночной стоимости.

Обязанность собственников, арендаторов использовать земельные участки надлежащим образом. В противном случае они будут обязаны возместить вред, причиненный земле как природному объекту, и у них может быть принудительно изъят земельный участок.

Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду на торгах (конкурсах, аукционах). В Алтайском крае до 2052 года только в аренду. Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Читайте также:  Заработанная премия в страховании

Купля-продажа. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Если в течение 30 дней они не выкупят, то в течение года собственник может продать земельный участок по цене не ниже заявленной. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

Аренда. Минимальный срок устанавливается законом субъекта. Максимальный срок аренды 49 лет. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. В случае передачи в аренду находящегося в долевой собственности земельного участка договор аренды такого земельного участка заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности и удостоверенных должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенных нотариально.

Особенности оборота земельных долей в праве общей собственности на земельный участок в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Земельная доля – доля в праве общей собственности на земельный участок, приобретенная в ходе реорганизации и приватизации с-х предприятий, проводившихся до вступления в силу ФЗ «Об обороте земель с-х назначения». Эти доли получили бывшие работники таких предприятий, пенсионеры, лица, занятые в социальной сфере на селе.

К сделкам с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения применяются правила ГК РФ. В случае, если участников общей собственности более пяти, правила ГК РФ применяются с учетом особенностей: если остальные участники долевой собственности на земельный участок не воспользовались правом преимущественной покупки, то продавец обязан в письменной форме известить высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ о намерении продать долю третьему лицу с указанием цены. Если субъект РФ откажется от покупки или не уведомит продавца в течение месяца то продавец вправе в течение года продать долю третьему лицу по цене не ниже указанной. Участники долевой собственности могут передать участки в аренду, тогда договор заключается с каждым из них или с одним, который действует на основании доверенности.

Возможен выдел доли. Нужно известить в письменной форме или через СМИ других участников долевой собственности с указанием предполагаемого месторасположения земельного участка. Если в течение месяца со дня уведомления от них не поступят возражения, то предложение считается согласованным. Если возник спор-то решается в суде.

Особенности определения порядка владения и пользования. Не как в ГК РФ такой порядок определяется по соглашению всех участников. А проводится общее собрание, которое правомочно если присутствуют не менее 20% собственников. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются как гражданам, так и юридическим лицам. Крестьянские (фермерские) хозяйств, частные (частно-арендные) предприятия, а также частные предприниматели без создания предприятий с правами юридического лица используют земельные участки для осуществления товарного сельскохозяйственного производства. Другим гражданам земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются для удовлетворения их личных потребностей в производстве продуктов питания для нужд своей семьи, отдыха, досуга и удовлетворения иных социальных, культурных, оздоровительных потребностей (ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота).

Сельскохозяйственное производство ведут не только сельскохозяйственные предприятия, но и некоторые несельскохозяйственные предприятия и организации, для чего им также предоставляются соответствующие земли.

Некоторое количество земель сельскохозяйственного назначения занимают религиозные организации (монастыри), которые традиционно осуществляют выращивание сельскохозяйственных культур. Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства могут предоставляться юридическим лицам, для которых ведение сельского хозяйства не является основным.

По действующему законодательству земли сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта, для ведения сельского хозяйства. Основную массу земель сельскохозяйственного назначения занимают предприятия и организации, которые непосредственно ведут сельскохозяйственное производство, т. е. являются сельскохозяйственными товаропроизводителями. В настоящее время в сельском хозяйстве наибольшее распространение получили сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные общества и государственные сельскохозяйственные предприятия. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных организационно-правовых форм субъектов сельскохозяйственного производства определяется предпринимательским законодательством, в соответствии с которым субъекты предпринимательской деятельности имеют право выбора организационно-правовой формы своего пред приятия.

Исходя из особенностей функций субъектов сельскохозяйственного производства, они могут быть подразделены на следующие группы: основанные на частной, государственной, муниципальной формах собственности аграрные формирования, главными видами деятельности которых является производство продовольственной продукции и перерабатываемого сырья; предприниматели, деятельность которых основана на разных формах собственности и организационно-правовых формах хозяйствования, правосубъектность и уставная деятельность которых направлена на обеспечение современной производственно-хозяйственной деятельности агарных предприятий — товаропроизводителей; учреждения, правосубъектность и уставная деятельность которых направлена на предоставление разнообразных финансово-кредитных, страховых, коммерческих, посреднических и других услуг для обеспечения предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей.

Большинство субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения, создаются за счет паевания земель и реструктуризации коллективных сельскохозяйственных предприятий, которым земельные участки были предоставлены в коллективную собственность. Этот процесс осуществлялся путем предоставления каждому члену коллективного сельскохозяйственного предприятия сертификата на право частной собственности на земельную долю (пай) с определением в нем размера доли (пая) в условных кадастровых гектарах, а также в стоимостном выражении. При этом земельные участки на местности не выделялись и существовали в документальном выражении до тех пор, пока в установленных законом случаях и порядке не было осуществлено выделение в натуре земельного участка согласно земельному сертификату.

Согласно Указу Президента Украины от 8 августа 1995 года право на земельную долю (пай) имеют все члены КСП, включенные в список, который прилагается к Государственному акту на право коллективной собственности на землю. В него должны быть включены все граждане, которые были членами хозяйства на момент получения этим хозяйством Государственного акта на право коллективной собственности на землю. К таким лицам относятся: постоянные работники КСП; пенсионеры, которые ра нее работали в КСП и остаются его членами независимо от места их проживания; военнослужащие срочной службы, которые не вышли из КСП; лица, направленные на обучение, если они остаются членами КСП; женщины, которые находятся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет; члены КСП, избранные на выборные должности в органы государственной власти или местного самоуправления, если это предусмотрено уставом КСП. Кроме того, право на земельный сертификат имеют наследники тех членов КСП, которые имели право на получение земельной доли, но умерли до момента выдачи земельных сертификатов.

Право собственности на земельную долю не имело бы смысла, если бы собственники не обладали правом распоряжаться своей земельной долей. Согласно Указу Президента Украины от 10 ноября 1994 года право на земельную долю (пай) может быть объектом купли-продажи, да рения, обмена, наследования, залога. Кроме того, собственник земельной доли (пая), которому выдан сертификат, имеет право беспрепятственно выйти из состава предприятия и бесплатно получить в частную собственность свою долю земли.

В ст. 39 ЗК в обобщающем виде закреплены права собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов земель сельскохозяйственного назначения. В условиях свободы хозяйственной деятельности на первое место выдвинуто право самостоятельно хозяйствовать на земле. Это означает, что никто не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность собственника или земле пользователя, поскольку он не нарушает действующее земельное законодательство. Кроме того, собственникам и землепользователям разрешается использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке торф, лесные угодья, водные объекты, а также использовать другие полезные свойства земли. Не обходимо подчеркнуть, что закон ограничивает их использование только нуждами хозяйства. Промышленное использование указанных полезных свойств земли требует соответствующих разрешений.

Собственнику и землепользователю предоставляется право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения. Им принадлежит право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений. Они обладают правом в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, другие работы, направленные на улучшение земельных наделов. Собственникам предоставляется право на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при предоставлении для государственных и общественных нужд и на возмещение убытков, в также отчуждать земельные участки, передавать их в аренду, дополнительно покупать земельные участки.

Исходя из особого значения земли как природного ресурса, и особенно земель сельскохозяйственного назначения как средства производства, действующее законодательство предусматривает определенные гарантии защиты прав на землю. Это предусмотрено в ст. 14 Конституции, которая гарантирует право собственности на землю и право пользования землей. При этом все субъекты права собственности признаются равными перед законом. В ст. 43 ЗК содержатся специальные гарантии защиты прав собственников земельных участков и землепользователей. Охрана их прав выражается в законодательных требованиях, ограничивающих вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов сельскохозяйственного производства, до пускающих ограничение земельных прав собственников земельных участков и землепользователей, только в порядке обращения взыскания на земельный участок, предусматривающих прекращение прав на землю по основаниям, предусмотренным в законе, и т.д.

В ст. 46 ЗК предусматривается, что при изъятии (вы купе) земельного участка для государственных и общественных нужд у граждан, им выделяется по их желанию равноценный земельный участок, возводятся на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилые, производственные и другие постройки взамен изымаемых и возмещаются в полном объеме убытки согласно действующему законодательству. Изъятие (выкуп) для государственных или общественных нужд земель сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений и организаций может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и других строений, взамен изымаемых, и возмещения в полном объеме иных убытков.

Читайте также:  Куда обратиться если не дают инвалидность

К гарантиям защиты прав собственников земельных участков и землепользователей следует отнести и принцип приоритета использования земель, предоставляемых для сельскохозяйственного производства, а также установленный законом перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок и права земле пользования.

Правовое положение субъектов права на земли сельскохозяйственного назначения различное, но их обязанности по использованию земельных участков совпадают. Основные обязанности собственников земельных участков и землепользователей, закрепленные в Земельном кодексе, можно подразделить на общие и специальные. К общим из них относятся обязанности своевременно вносить земельный налог, не нарушать права собственников других земельных участков и землепользователей, в том числе арендаторов, придерживаться правил добрососедства при использовании земельных участков и т. д. К специальным обязанностям относятся те из них, которые характеризуют особенности объекта использования, например эффективно использовать землю в соответствии с проектом внутрихозяйственного землеустройства, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории вследствие своей хозяйственной деятельности, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, соблюдать режим санитарных зон и особо охраняемых территорий и т. д.

Безусловно, основной обязанностью сельскохозяйственных землевладельцев и землепользователей является использование земельных участков по целевому назначению с применением природоохранных технологий производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих восстановление и повышение плодородия почв и других полезных свойств земли. Из этого следует, что они должны осуществлять рациональную организацию территории, обеспечивать защиту земель от воздействия внешних природных факторов и т.п. Предприятия, организации и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мероприятий по охране почв, водоемов, лесов, животного и растительного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих со стояние окружающей природной среды и причиняющих вред здоровью человека.

В ст.ст. 27 и 28 Земельного кодекса содержится довольно обширный перечень оснований прекращения прав на землю. Среди них следует различать общие основания, применяемые для всех категорий земель, из которых пре доставляются земельные участки в собственность или пользование, и специальные основания, присущие только земельным участкам сельскохозяйственного назначения.

К общим основаниям прекращения прав на землю можно отнести: добровольный отказ от земельного участка; отчуждение (продажа) земельного участка; изъятие (вы куп) земельного участка для государственных и общественных нужд; истечение срока, на который был предоставлен земельный участок; прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации; систематическое не внесение земельного налога в сроки, установленные законодательством, а также арендной платы в сроки, определенные договором аренды; использование земельного участка не по целевому назначению и т.д.

К специальным основаниям прекращения прав на землю относятся: использование земельного участка способа ми, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению эко логической обстановки; нерациональное использование земельного участка; не использование земельного участка в течение одного года. Следует отметить, что нерациональное использование земельного участка не распространяется на право пользования граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, в течение трех лет со времени пре доставления земельного участка.

ЗК РФ выделяет несколько разновидностей субъектов использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

а) Крестьянское (фермерское) хозяйство — представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 1 Закона о КФХ).

В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. Оно принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат, однако он имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в общей собственности на имущество фермерского хозяйства.

Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, который в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ (п.4 ст.12 Закона о КФХ).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Другой вариант создания фермерского хозяйства заключается в том, что гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, требует выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте земель для создания или расширения фермерского хозяйства.

б) Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности граждан по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (ст.2 Закона об ЛПХ).

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Последний и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта РФ. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства (п.5 ст.4 Закона об ЛПХ).

Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с общими правилами, указанными в ЗК РФ и ГК РФ, поскольку правила Закона об обороте земель на ЛПХ не распространяются.

в) садоводство, огородничество, дачное хозяйство. Законодатель четко различает правовое положение дачных, садовых и огородных земельных участков. Например, на дачном земельном участке допускается возведение жилого дома с правом регистрации проживания в нем; на садовом участке допускается возведение лишь жилого строения без права регистрации и т.д. Дачные, садовые и огородные земельные участки могут располагаться как в черте поселений, так и за их чертой на землях сельскохозяйственного назначения, однако в любом случае в сферу действия Закона об обороте земель они не попадают.

Согласно ст.12 Закона о садоводческих и дачных объединениях, при зонировании территории муниципального образования определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур, в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (ведение садоводства, огородничества, дачного хозяйства), их разрешенном использовании (перечень ограничений, обременений и сервитутов), а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, бытового обслуживания населения.

г) животноводство. Согласно ст.10 Федерального закона от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (с изм. от 10 января 2003 г.), земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам для разведения племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования). Указанные субъекты вправе в установленном порядке осуществлять прогон скота, проводить и отводить воду через земельный участок, принадлежащий другому лицу, производить забор воды и организовывать водопой из водного объекта, принадлежащего другому лицу, а также осуществлять иные сервитуты, установленные законодательством Российской Федерации.

д) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации. Как следует из п.2 ст.50 ГК РФ, коммерческие юридические лица могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Данный перечень (в отличие от некоммерческих юридических лиц) носит исчерпывающий характер. Следовательно, упоминание в п.1 ст.78 ЗК РФ «иных» коммерческих организаций лишено смысловой нагрузки. Наиболее распространенной формой коммерческих юридических лиц, осуществляющих деятельность на землях сельскохозяйственного назначения, являются сельскохозяйственные кооперативы.

Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его видами являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (коопхоз), а также иные кооперативы (ст.3 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. (ред. от 11 июня 2003 г.) «О сельскохозяйственной кооперации»).

Читайте также:  Как часто проводят первичный инструктаж

Допускается внесение в качестве взноса в паевой фонд сельскохозяйственного кооператива земельных участков либо земельных долей, однако запрещено внесение в него права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Коммерческие юридические лица, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения, могут быть собственниками соответствующих земельных участков, арендаторами, либо оставаться субъектами права постоянного бессрочного пользования. В связи с этим необходимо отметить два важных обстоятельства. Во-первых, согласно ст.82 ЗК РФ земельные участки сельскохозяйственного назначения могут предоставляться в собственность государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Эта норма противоречит п.п.1,2 ст.113 ГК РФ, согласно которым унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Данное имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Как следует из ст.20 ЗК РФ, земельные участки принадлежат федеральному казенному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, государственному или муниципальному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, земельные участки должны предоставляться только в аренду.[1]

Во-вторых, согласно п.7 ст.10 Закона об обороте земель, приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Вводным законом. Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта РФ в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

е) некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации.

Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные страховые и иные кооперативы, созданные для выполнения одного или нескольких из указанных видов деятельности (ст.4 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. (ред. от 11 июня 2003 г.) «О сельскохозяйственной кооперации»).

Данный кооператив (как и производственный) вправе иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки, в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности (ст.21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 29 июня 2004 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям) для осуществления сельскохозяйственного производства в аренду.

ж) казачье общество – добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы (ст.2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. «О государственной службе российского казачества»). Различают хуторское, станичное, городское казачье общество; окружное (отдельское) казачье общество; войсковое казачье общество.

В результате реализации государственной политики по возрождению казачества уже к концу 90-х годов прошлого века на территориях 21 субъекта РФ появились целевые земельные фонды, в которых находилось более 200 тыс. гектаров земель. Данные целевые фонды формировались с целью предоставления земельных участков казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах РФ и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.[2] Земельные участки казачьим обществам первоначально предоставлялись на праве землепользования.

В настоящий момент предоставление казачьим обществам земельных участков на данном титуле невозможно (п.1 ст.20 ЗК РФ), а уже существующие казачьи общества – землепользователи обязаны в срок до 1 января 2008 г. переоформить их на право аренды либо приобрести в собственность на общих основаниях (п.2 ст.3 Вводного закона). Более того, как следует из п.5 ст.10 Закона об обороте земель, казачьим обществам земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства из государственной или муниципальной собственности могут предоставляться в аренду в порядке, определенном ст.34 ЗК РФ (то есть как для целей, не связанных со строительством). При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

з) опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений. Особенности правового режима земель данных субъектов заключаются в том, что соответствующие земли часто относятся к числу особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий (ст.79 ЗК РФ). В части прав на землю данные лица, подпадающие под статус государственных и муниципальных учреждений, являются субъектами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (ст.20 ЗК РФ). По этой причине возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст.82 ЗК РФ) вызывает ряд серьезных сомнений. Представляется, что в силу ст.ст. 120 и 296 ГК РФ, учреждение не может являться собственником земельного участка. При этом согласно п.5 ст.10 Закона об обороте земель, земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться научно-исследовательским организациям и образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля в аренду.

и) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. При создании общины малочисленных народов, она подлежит обязательной государственной регистрации с последующим приобретением статуса юридического лица (п.3 ст.8 Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).

Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования, такие территории относятся к особо охраняемым природным территориям федерального, регионального и местного значения (ст.5 Федерального закона от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями от 22 августа 2004 г.), малочисленные народы и их объединения имеют право безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами.

Рассматривая данные нормы в контексте ст.ст.78, 82 ЗК РФ, а также п.5 ст.10 Закона об обороте земель, необходимо высказать ряд соображений. Во-первых, община коренных малочисленных народов – юридическое лицо, участники которого проживают на территории традиционного природопользования, отнесенной к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. При этом, проживая на данной территории (а ее размеры должны позволять осуществление представителями малочисленных народов различных видов традиционного природопользования), общины коренных малочисленных народов могут использовать земли сельскохозяйственного назначения (ст.78 ЗК РФ). А откуда они их возьмут?

Во-вторых, согласно п.5 ст.10 Закона об обороте земель, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов в аренду.

При этом остается открытым вопрос о том, в аренду или все-таки безвозмездное пользование предоставляются названным общинам земельные участки? Возможно и такое толкование данных норм, что в пределах территорий традиционного природопользования земельные участки передаются в безвозмездное срочное пользование, а за их пределами в аренду. Но вот смогут ли платить общины арендную плату, а главное — почему ст.24 ЗК РФ не упоминает общины коренных народов в качестве субъектов права безвозмездного срочного пользования? Эти вопросы остаются без ответа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector