Суд присяжных в россии был введен

Суд присяжных в россии был введен

Обвиняемый не имеет право заявить ходатайство на рассмотрение его уголовного дела судом второй инстанции в составе судьи мирового суда общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей, в случае если он обвиняется в совершении преступления не предусмотренного следующими статьями [6] :

  • 105 «Убийство» частью второй
  • 126 «Похищение человека» частью третьей
  • 131 «Изнасилование», частью третьей
  • 209 «Бандитизм»
  • 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации)»
  • 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»
  • 227 «Пиратство»
  • 263 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта» частью третьей
  • 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения», частью третьей
  • 269 «Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов» частью третьей
  • 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»
  • 290 «Получение взятки», частями третьей и четвертой
  • 294 «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»
  • 295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»
  • 296 «Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования»
  • 297 «Неуважение к суду»
  • 298 «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя»
  • 299 «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности»
  • 300 «Незаконное освобождение от уголовной ответственности»
  • 301 «Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей»
  • 302 «Принуждение к даче показаний»
  • 303 «Фальсификация доказательств», частями второй и третьей,
  • 304 «Провокация взятки либо коммерческого подкупа»
  • 305 «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта»
  • 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»
  • 321 «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества» частью третьей
  • 322 «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации» частью второй
  • 353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»
  • 354 «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»
  • 355 «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения»
  • 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны»
  • 357 «Геноцид»
  • 358 «Экоцид»
  • 359 «Наёмничество», частями первой и второй
  • 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой»

Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе.

Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном законом.

Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Требования к присяжным заседателям

Согласно ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», присяжными заседателями не могут быть:

  1. лица, не достигшие 25 лет
  2. лица, имеющие непогашенную либо неснятую судимость
  3. лица, признанные недееспособными либо ограниченные в дееспособности
  4. состоящие на учете в наркологическом либо психоневрологическом диспансере

также к участию в судопроизводстве в качестве присяжных заседателей не допускаются лица:

  1. подозреваемые либо обвиняемые в совершении преступлений
  2. не владеющие языком, на котором ведется слушание
  3. имеющие физические и/или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в слушании дела

Вердикт присяжных заседателей

В соответствии со статьей 343 Уголовно-процессуального Кодекса РФ, если присяжным заседателям при обсуждении вердикта в течение 3 часов не удалось достигнуть единодушия, решение принимается голосованием. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться при голосовании. Если при обсуждении вопроса голоса разделяются поровну, вопрос считается решённым в пользу обвиняемого.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на вопросы о доказанности события преступления, деяния подсудимого, и его виновности, проголосовало большинство присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из вышеуказанных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им оправдательного приговора. Обвинительный же вердикт коллегии присяжных заседателей не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий судья признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления.

В том случае, если председательствующий судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления. Он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление судьи не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

Читайте также:  Получение дееспособности до 18 лет

магистрант, кафедра уголовного процесса и криминалистики, юридический факультет ОГУ,

Уголовное судопроизводство – один из видов государственной деятельности. Суд присяжных — общественное явление, которое сумело в период своей длительной истории показаться с различных сторон: частью основы общественности организации политической демократии; как основа судебной власти; одним из выражений конституционного права человека на свою защиту в суде.

В период судебной реформы 19 века в уголовном судопроизводстве оценка доказательств была предоставлена не только должностному лицу, но также представителям народа. В начале 20 века в советский период государственности суд присяжных был упразднен. Вновь учрежден судебно-правовой и конституционной реформой в Российской Федерации в 1993 году.

«В период с 1864 по 1917 год присяжные заседатели имели место быть в уголовном процессе России, для них была характерна как историческая, так и системная эволюционность, а также значительная изменчивость государственно-территориального распространения»[3].

Суд присяжных в России возник вместе с судебной реформой 1864 года, которая представляет собой эволюцию от феодального положения судебной и процессуальной системы крепостной России к современным буржуазным институтам права.

В то время была установлена новая система суда: суд с избираемыми судьями, мировые судьи и съезды мировых судей, суды с назначаемыми судьями, окружные суды и судебные палаты. Каждый уезд с входившим в него городом, а также даже и отдельно крупный город составляли мировой округ, делившийся на несколько участков. В каждом из уездов имелся участковый, мировой и почетный судья.

Роль мировой юстиции была большой, потому что она пришла на замену одного из самых распространенных судов в России крепостных времен — суд помещика.

Реформа 1864 года вводит новейшую систему общих судов. Суды первой инстанции — окружные суды, которые создавались на два или более уезда и в их состав входили председатель и члены суда. Одним из новых институтов, которые были введены реформой на уровне первой ступени общей судебной системы, явились присяжные заседатели.

«Как указывалось в статье 45 Устава уголовного судопроизводства, присяжный заседатель — лицо, которое достигло 25 лет, и не старше 70 лет, которое обладает цензом оседлости» [1]. Выборы присяжных заседателей происходили следующим образом: создавался список, включающий почетных мировых судей, выбранных должностных лиц, судей из крестьян и прочих лиц, имеющих доход, либо собственность. В данные списки категорически не могли включаться военные, прислуга, наемные работники, священники, учителя, а также люди, которые не были обучены грамоте. Данные списки были основой для составления уже очередных и запасных списков на год. До судебного заседания, за месяц, председатель суда по жребию выбирал 30 основных заседателей и 6 запасных. В заседании принимали участие 12 присяжных заседателей. На присяжных заседателей также могли подать отвод, как подсудимый, так и прокурор. Из числа тех заседателей, которые не были отведены, избирались двенадцать присяжных, из которых один был старшим.

На рассмотрение присяжных отводились дела о преступлениях, которые влекут за собой наказания, связанные с лишением всех прав состояния, а также всех особенных прав на преимущества. Суд присяжных располагал несомненными специальными процессуальными чертами, которые придавали ему оригинальный характер.

Особенностью российского судебного следствия являлась возможности изменения его пределом исходя из позиции каждой из сторон, например, если подсудимый признавал вину, то судебное следствие сокращалось по срокам. Следствие начиналось с оглашения секретарем судебного заседания акта обвинения, затем председательствующий задавал вопрос обвиняемому, признает ли он вину. Если подсудимый признавал вину, то присяжные сразу переходили к его допросу, но если он не признавал вину, то исследовались другие доказательства. Как такового порядка судебного исследования доказательств Уставом не устанавливалось. Исследование проводилось в свободной форме по усмотрению председательствующего, с учетом мнения сторон. «Порядок допроса свидетелей, который был установлен статьей 700 Устава от 1864 года соответствовал англо-американской системе. Изначально допрашивалась сторона обвинения, а лишь потом сторона защиты» [2].

В конце 19 века в качестве весомой гарантии на суде присяжных выступала статья 637 УУСП, согласно которой присяжные заседатели вправе просить председателя суда разъяснения им каких-либо документов.

Присяжные заседатели имели равное право с судьями на осмотр доказательств преступления, право оглашать протоколы осмотров, обысков, просить назначить новую экспертизу и допрашивать экспертов. Все вопросы, не входившие в компетенцию присяжных заседателей, решались без удаления их из зала судебного заседания.

До начала периода контрреформ значения суда присяжных было значительным для судебной системы России. С 1873 по 1878 год в среднем по стране приходилось 75,8 процентов дел на долю присяжных.

Читайте также:  Апелляция в мосгорсуд образец

«К концу 70-х — начало 80-х годов 19 века выяснилось, что институт присяжных заседателей нуждается в постоянном совершенствовании и модернизации, так как имеет множество недостатков» [3]. Общественный деятель И.В. Гессен высказал мнение о том, что суд присяжных является слишком радикальным новшеством для самодержавной России.

С 1878 по 1889 год было принято более десяти законов, изменивших законодательство о присяжных в трех направлениях: компетенция суда присяжных, состав присяжных в соответствии с социальным положением, устройство суда и процедуры разбирательства. В результате чего суд присяжных приобрел новые качества. После 1889 года присяжным остались подсудны уголовные дела в отношении обычной преступности.

Новый период развития суда присяжных в России длился с 1878 по 1889 год до начала периода законодательной деятельности Временного правительства. В середине 90-х годов 20 века произошло осознание общества того, что данный суд является наилучшей формой осуществления правосудия.

«В период с 1890 по 1914 года были приняты три закона, вызванные изменением земского законодательства и увеличением населения в главных городах России: в Москве и Санкт-Петербурге. В соответствии с данными законами: упрощены процедуры принятия заседателями присяги; разъяснения им судом их прав и обязанностей; право на знание того, что повлечет за собой какое-либо нарушение закона; назначались присяжным заседателям, проживающем в ином месте, от казны суточные и путевые деньги» [2].

С 1890 года роль суда присяжных снижается и возобновляется только после прихода к власти Временного правительства, которое создало военный суд присяжных.

Весь советский период суд присяжных заседателей рассматривался как чуждый общественно-политический власти механизм.

Современное положение суда присяжных основано на Конституции РФ.

В УПК РФ согласно ст. 324 – «Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой». В ч. 1 ст. 334 УПК РФ «Полномочия судьи и присяжных заседателей» гласит: «В ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные разрешают только те вопросы, которые предусмотрены п. 1, 2, и 4 части первой статьи 299 настоящего Кодекса и сформулированы в вопросном листе. В случае признания подсудимого виновным присяжные заседатели также указывают в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, заслуживает ли подсудимый снисхождения». Иные вопросы, согласно ч.2 статьи 339 УПК РФ, разрешаются без участия присяжных заседателей председательствующим единолично.

В судебном заседании присяжные вправе: участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств; просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия; вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные вопросы.

В статье 339 УПК РФ по каждому из деяний, в совершении которых обвиняется подсудимый, ставятся вопросы: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

В настоящее время в силу различных факторов суд присяжных заседателей, полностью сохранив свой общественно-исторический потенциал, изменяется в дифференцированный порядок уголовного процесса, который предназначен для рассмотрения уголовных дел на основании ходатайства обвиняемого.

Список литературы:

  1. Миронов И.Б. История становления суда присяжных в России // Право и государство: теория и практика. — 2016. — № 4 (136). — С. 22-26.
  1. Рыспаева Г.С. Особенности рассмотрения дел в суде с участием присяжных заседателей // Проблемы современной науки и образования. — 2016. — № 14 (56). — С. 85-88.
  1. Цыганенко С.С. Суд присяжных: история и современность // Journal of Economic Regulation. — 2014. — Т. 5 № 3. — С. 139-148.

Дата публикации: 14.12.2018 2018-12-14

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Шамаев А. В. Суд присяжных в Российской Федерации: основные направления развития // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 288-290. — URL https://moluch.ru/archive/236/54875/ (дата обращения: 06.11.2019).

Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам право участвовать в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32). Таким образом, судебная власть реализуется не только судьями, но и гражданами. Правда, так было не всегда. Наиболее весомый вклад в становление существующей системы суда внесли Сергей Зарудный, Николай Буцковский и Дмитрий Раввинский. Именно эти юристы подготовили краеугольные камни правовых норм, соединив наработки зарубежных коллег с уже существующим опытом. При этом наибольшая сложность состояла в специфичности менталитета и недостаточно высокой отметке правосознания физических субъектов тех времен.

Читайте также:  Доверенность на получение почтовых переводов и корреспонденции

Осуществление правосудия с участием присяжных заседателей стало возможным во всех субъектах Российской Федерации с 1 января 2010 г., когда суд присяжных был введен на территории Чеченской Республики. 26 апреля 2010 года в Грозном впервые состоялся процесс с участием суда присяжных, рассматривалось дело о «покушении на убийство». Демократизация осуществления правосудия крайне важна для страны, воплощая правовой и морально-этический аспекты. Именно поэтому институту суда с участием присяжных заседателей придается конституционное значение как одному из важнейших проявлений демократизации осуществления правосудия.

По сей день, активно обсуждается и даже оспаривается эффективность и правомерность функционирования присяжных заседателей. За данным институтом, как и за многими другими, традиционно «закреплена» масса сторонников, яро отстаивающих необходимость именно такого решения вопроса, есть и оппоненты, которые проводят многочисленные доводы со знаком «-». Пожалуй, одним из самых весомых доводов является отсутствие правового воспитания у граждан, приглашаемых на должность присяжного. По сути, суд присяжных имеет как достоинства, так и недостатки. Уже не одно десятилетие многочисленные деятели правовой сферы пытаются минимизировать ложь, предвзятость или простую невнимательность подхода к рассматриваемым вопросам.

Хочется отметить, что даже во времена мещанства: когда в один состав могли быть включены представители купечества, чиновничества и простого крестьянского сословия — в непосредственном судопроизводстве явно преобладали положительные факторы, укрепляющие верховенство права и поднимающие на абсолютно новый, высший уровень свершение справедливости.

Вводя суд присяжных, законодатель в 1993 г. ориентировался на зарубежные государства и на исторический опыт, поэтому можно считать, что формирование коллегии в числе 12 лиц — вполне оправданно и логично. Так сложилось исторически, но на самом деле до сих пор ведутся споры: почему именно 12. Существует версия о 12 апостолах, 12 помощниках Соломона и прочие. Однако время показало, что такое количество заседателей в суде присяжных не соответствует современным реалиям — это четко обозначил В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года. [1].

Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить две предпосылки:

– сложность формирования 12 заседателей;

Как итог — предлагается сократить количество присяжных

Оба пункта тесно взаимосвязаны. Если сократить количество присяжных, то соответственно происходит снижение затрат на судопроизводство, и — коллегию присяжных будет сформировать проще. Многие исследователи уверенны: совсем не нужно останавливаться на числе «12», ведь меньший состав вполне способен прийти к едино корректному и абсолютно справедливому вердикту.

В соответствии с этим Владимир Путин внес законопроект в Государственную Думу «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс в связи с расширением применения института присяжных заседателей» (14.03.2016 г.). Стержнем документа есть понимание того, что сокращение количества присяжных упростит их отбор, а также процесс формирования общего и запасного списков, сократит сроки судопроизводства. Законопроект уточняет процедуры формирования коллегии присяжных (ст. 328 УПК РФ). Четкое построение структуры и пояснение спорных моментов судопроизводства — путь к гарантировано разумным срокам, а также к исключению при этом «возможности воздействия сторон на кандидатов в присяжные заседатели в ходе формирования коллегии». [1].

Выбор кандидата на роль присяжного во все периоды утверждения обсуждаемого института вызывал немалую волну дискуссий. Ведь профессиональные цензы, возрастные ограничения, некоторые личные характеристики и прочие нюансы напрямую влияют на сознательное рассмотрение дела и способность анализировать доводы сторон, сопоставляя их. В наши дни не входят в списки приглашаемых присяжных те, кто страдает от наркотической или другой зависимости (находящиеся на учетах в соответствующих диспансерах), ранее судимые, состоящие на военной службе, подозреваемые в правонарушении, полностью/частично недееспособные.

Присяжным нередко сложно получить адекватное представление об обстоятельствах дела. Большая их часть в силу малого опыта или других факторов неоднократно обращается за разъяснениями к председательствующему судье, задерживая, таким образом, судопроизводство. Совместное рассмотрение дела с профессиональным судьей позволит сэкономить время рассмотрения дел и повысить качество делопроизводства. [2, с. 114]

Ещё предлагается внедрить институт народных заседателей, суть которого сводится к следующему: при рассмотрении дела, помимо судьи, участвуют 2 народных заседателя на непрофессиональной основе. Для вынесения приговора «народные заседатели» и судья будут вместе удаляться в «совещательную комнату». (Суд шеффенов — присяжные и судья образуют единую коллегию). [3, с. 101].

Подводя итоги, стоит отметить, что в ближайшем будущем, суд присяжных ждут кардинальные реформы, касающиеся его подсудности и уменьшения численности присяжных заседателей. Как любая другая, система присяжных заседателей нуждается в коррекции и совершенствовании (чем и занимаются законотворцы всех времен), и это приближает страну и ее народ к новому уровню правовой грамотности и законности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector