Требования к программам повышения квалификации

Требования к программам повышения квалификации

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 марта 2013 г. Регистрационный N 27609

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июня 1992 г. N 3266-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Съезда Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1, ст. 51) приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

Министр Д. Ливанов

Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников

1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников (далее — Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее — ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПОП (далее — организация), а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников осуществляются в целях, определенных в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 (далее — Типовое положение). 1

]3. К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников устанавливаются следующие требования.

Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;

организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;

планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

4. ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

учебный раздел Р.1 "Нормативно-правовой";

учебный раздел Р.2 "Психолого-педагогический";

учебный раздел Р.2 "Предметная деятельность".

Примерные требования к программам дополнительного образования детей: нормативно-правовой, целевой, содержательный и методические аспекты. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 №06-1844. Материал представлен кафедрой воспитания и дополнительного образования.

Примерные требования
к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. 233), в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст.26,п. 2).

Читайте также:  Как оформить продажу квартиры самостоятельно 2018

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемом и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
? обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
? формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
? интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
? формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
? воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:
соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественно-научной);
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
  • год разработки дополнительной образовательной программы.
Читайте также:  Распространяется ли имущественный налог

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

  • направленность дополнительной образовательной программы;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3.Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4.Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5.Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

от 9 марта 2004 года N 93

Об утверждении требований к программам повышения квалификации работников строительного комплекса

Об утверждении требований к программам повышения
квалификации работников строительного комплекса

В целях обеспечения требований постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 года N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" в части повышения квалификации индивидуальных предпринимателей и работников юридического лица, осуществляющих проектирование, строительство и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации работников юридического лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений (далее — Требования).

2. Государственному учреждению "Федеральный лицензионный центр при Госстрое России" (А.В.Толкачев):

довести Требования, указанные в пункте 1, до всех образовательных учреждений, осуществляющих деятельность по повышению квалификации работников строительной отрасли, для учета при разработке дополнительных профессиональных образовательных программ;

при оценке соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям рассматривать документы, подтверждающие повышение квалификации в зависимости от занимаемой должности по программам образовательных учреждений, разработанным с учетом Требований, указанных в пункте 1.

4*. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Госстроя России Л.С.Баринову.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание "КОДЕКС".

ТРЕБОВАНИЯ
к содержанию дополнительных профессиональных
образовательных программ повышения квалификации
работников юридического лица и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих деятельность по
проектированию, строительству и инженерным
изысканиям для строительства зданий и сооружений

I. Общие положения

Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации работников юридического лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений (далее — Требования), разработаны государственным учреждением "Федеральный лицензионный центр при Госстрое России" с привлечением ведущих ВУЗов, компетентных организаций и учреждений строительного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 213, от 23.12.2002 N 919 и от 31.03.2003 N 175).

Читайте также:  Термист на установках твч

Основной задачей повышения квалификации специалистов является повышение профессиональных знаний специалистов и работников строительной отрасли, совершенствование их деловых качеств, подготовка специалистов к решению новых задач, стоящих перед ними в постоянно меняющихся условиях хозяйственной деятельности, удовлетворение их потребностей в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих областях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте.

II. Цель дополнительных профессиональных образовательных программ

В результате повышения квалификации слушатели по программам "Проектирование зданий и сооружений", "Строительство зданий и сооружений" и "Инженерные изыскания для строительства" должны получить основные знания по вопросам:

— законодательных, нормативных правовых и нормативно-технических документов в строительстве;

— лицензирования деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений;

— совершенствования рыночных отношений в строительстве;

— правовых основ инвестиционной деятельности в строительстве;

— основных требований к порядку разработки и содержанию проектной документации на строительство зданий и сооружений, ее экспертизы, согласования и утверждения;

— проектирования зданий и сооружений с учетом новейших достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта, применения новых строительных конструкций и материалов, современного технологического оборудования, в т.ч. проектирования в сложных инженерно-геологических условиях территории строительства, а также проектирования высотных зданий и сооружений;

— осуществления функций генерального проектировщика;

— обследования технического состояния зданий и сооружений;

— оценки решений заказчика и проектной организации по оптимальности принятых решений при осуществлении строительства;

— выполнения строительно-монтажных работ в сложных условиях (стесненные площадки строительства);

— строительства многофункциональных высотных зданий и комплексов;

— оценки возможности выполнения всего комплекса строительно-монтажных работ, комплексных инженерных изысканий в соответствии с требованиями СНиП, государственных стандартов и технических регламентов в установленные договором сроки;

— современных методов организации и эффективных наукоемких технологий строительного производства;

— сметного нормирования и ценообразования;

— экологии в строительстве;

— сертификации в строительстве;

— контроля качества разработки проектной документации;

— повышения квалификации специалистов;

— организации проведения инженерных изысканий для строительства и их составе, экспертизы, формирования фондов;

— современных технологий и требований к организации выполнения различных видов инженерных изысканий;

— производства инженерных изысканий на территориях со сложными инженерно-геологическими условиями;

— информационной и материально-технической базы проектирования, производства инженерных изысканий;

— охраны труда и соблюдения правил техники безопасности в строительстве;

— страхования профессиональной ответственности.

III. Требования

Специалисты юридического лица и индивидуальные предприниматели проходят обучение с учетом занимаемой должности по учебно-тематическим планам курсов повышения квалификации в соответствии с перечнем выполняемых ими работ в составе лицензируемого вида деятельности.

Предлагаемое содержание курсов по программам, учебно-тематические планы, методы и средства обучения могут быть уточнены преподавателями образовательных учреждений повышения квалификации в целях наиболее полного обеспечения высокого качества учебного процесса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector