Упрощенная система налогообложения автономного учреждения

Упрощенная система налогообложения автономного учреждения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В оперативном управлении автономного учреждения дошкольного образования находится объект недвижимого имущества (здание детского сада). Начисление и уплату налога на имущество осуществляет автономное учреждение за счет средств, выделенных учредителем на выполнение муниципального задания. С 1 января 2017 г. автономное учреждение переходит на упрощенную систему налогообложения.
Обязано ли учреждение уплачивать налог на это имущество после перехода на УСН, или уплата является обязанностью собственника имущества?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Применение упрощенной системы налогообложения освобождает автономное учреждение от уплаты налога на имущество организаций в отношении всего имущества учреждения вне зависимости от источника его приобретения.
При этом уполномоченный орган, осуществляющий права собственника имущества (муниципального образования), в данной ситуации также не будет являться плательщиком налога на имущество в отношении рассматриваемого объекта недвижимости.

Обоснование вывода:
Упрощенная система налогообложения (далее — УСН) относится к специальным налоговым режимам, установленным пп. 2 п. 2 ст. 18 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). В главе 26.2 НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН.
На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, заменяет исчисление и уплату, в числе прочих, налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость)*(1).
По вопросу освобождения от уплаты налога на имущество автономных учреждений, применяющих упрощенную систему налогообложения, Минфин России в своем письме от 28.07.2014 N 03-11-06/2/36924 уточнил, что положения п. 2 ст. 346.11 НК РФ применяются в отношении всего имущества автономного учреждения вне зависимости от источника приобретения имущества. Кроме того отмечено, что государственные (муниципальные) автономные учреждения, за которыми объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления, налогоплательщиками налога на имущество организаций в отношении этого имущества не признаются, поскольку указанные учреждения не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации автономное учреждение освобождено от уплаты налога на имущество организаций в связи с применением УСН. При этом данное освобождение применяется в отношении всего имущества учреждения (как движимого, так и недвижимого) вне зависимости от источников его приобретения.
При этом уполномоченный орган, осуществляющий права собственника имущества (муниципального образования), в данной ситуации также не будет являться плательщиком налога на имущество в отношении рассматриваемого объекта недвижимости. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Имущество (основное средство), переданное в оперативное управление автономному учреждению, учитывается на балансе этого учреждения (п. 38 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Применение упрощенной системы налогообложения автономными учреждениями;
— Энциклопедия решений. Налог на имущество в госучреждениях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

9 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к таким объектам имущества относятся, в частности:
— административно-деловые и торговые центры;
— нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания;
— жилые дома и жилые помещения, не учитываемые в бухучете в качестве объектов основных средств.
Особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленные ст. 378.2 НК РФ, применяются в отношении организаций — собственников объектов недвижимого имущества, перечисленного в этой статье (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ). Следовательно, в отношении организаций госсектора (в том числе органов власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений), не являющихся собственниками указанных в ст. 378.2 НК РФ объектов недвижимого имущества (в частности, в случае права оперативного управления), положения этой статьи НК РФ не применяются (письмо Минфина России от 21.05.2014 N 03-05-05-01/24062).

экономические науки

  • Чехлатова Елена Анатольевна , студент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Похожие материалы

Автономному учреждению, в соответствии с требованиями налогового законодательства, нужно создать учетную политику для налогообложения по налогу на прибыль и создать регистры налогового учета. В таком случае налогообложение деятельности автономных учреждений по налогу на прибыль и налогообложение коммерческих организации не имеют различий.

Образовательные и медицинские учреждения в соответствии с п. 1.1 ст. 284 НК РФ имеют право применять нулевую ставу но налогу на прибыль. При этом должны быть соблюдены следующие условия, определенные ст. 284.1 НК РФ:

  1. Если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. Если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;
  3. Если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
  4. Если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  5. Если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами. [1]

При несоблюдении хотя бы одного пункта с начала налогового периода применяется ставка 20 процентов.

По п. 8 ст. 284.1 НК РФ организации, которые применяли льготную ставку и отказались от нее либо утратили право на нее, не вправе перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20 процентов. Срок действия льготы — до 1 января 2020 года. [2]

Можно отметить упрощенный налоговый режим автономных учреждений. Такие учреждения могут работать по упрощенной системе налогообложения, если они соответствуют общим требованиям, которые представлены по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим право на работу по упрощенной системе налогообложения. [1]

Автономные, бюджетные и казенные учреждения являются плательщиками транспортного и земельного налогов, так как могут иметь зарегистрированные транспортные средства и земельные участки, признаваемые объектом налогообложения.

Освобождаются от уплаты налога в отношении земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных по договору аренды, организации, установленные ст.388 НК РФ.

Читайте также:  Гражданство канады для россиян как получить

В соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются о налогообложения:

  1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
  2. Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными дорогами общего пользования;
  3. Религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. Общероссийские общественные организации инвалидов. [1]

Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений имеет сходства, а налогообложение доходов от предпринимательской деятельности идентично. Поэтому проанализируем налогообложение бюджетных и автономных учреждений совместно.

Если доходы бюджетных и автономных учреждений имеют связь непосредственно с деятельностью, имеющей конечную цель получение дохода, то при исчислении налога на прибыль существует возможность уменьшить налогооблагаемые доходы таких учреждений.

Если же расходы данных учреждений связаны с некоммерческой деятельностью, то на их величину не могут быть уменьшены доходы, которые облагаются налогом на прибыль. Таким образом, они должны покрываться за счет целевых поступлений (таких как субсидии), а при их недостатке или полном отсутствии — за счет прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов.

Это и является особенностью ведения налогового учета учреждений данного типа. Из-за присутствия пробелов в налоговом законодательстве, фактически мешающих должным образом учесть спорные вопросы по расходам, можно предположить, что в ближайшее время будут скорректированы статьи в НК РФ и проведены дополнительные поправки, регулирующие данный вопрос.

Так поставщики материалов, подрядчики, исполнители работ (услуг) предъявляют данному учреждению к оплате сумму НДС, если осуществление указанных ценностей (работ, услуг) облагается НДС. Далее это учреждение отражает сумму НДС в счетах-фактурах, выставляемых ими же, в двух следующих случаях (п. п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ):

  • при получении предварительной оплаты в счет поставки имущества (имущественных прав, работ, услуг);
  • при отгрузке имущества, передаче имущественных прав, сдаче выполненных работ, оказанных услуг. [1]

В случае, если учреждение данного типа осуществляет деятельность, приносящую доход и облагаемую НДС, то по п. 1 ст. 145 НК РФ оно не освобождено от обязанности уплатить НДС, но имеет право на налоговый вычет суммы «входного» НДС.

Также учреждениями учитываются некоторые суммы НДС, которые соответствуют требованиями пп. 3 и 4 п. 1 ст. 146 НК РФ (в случае, если данные суммы НДС учреждение вправе будет принять к вычету), а именно:

  • при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • при ввозе имущества на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если данное имущество предназначено для использования в деятельности, приносящей доход.

Расчет, начисление и уплата НДС осуществляется в общем порядке, предусмотренным НК РФ. Принятие к вычету сумм НДС осуществляется в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ. [1] Представление деклараций по НДС и налогу на прибыль осуществляется аналогично казенным учреждениям

Рассмотрим уплату налога на имущество и земельного налога.

Основной особенностью в уплате налога на имущество организаций и земельного налога является то, что автономные, бюджетные и казенные учреждения уплачивают эти налоги по факту не из собственных денежных средств. Плательщиком в данном случае выступает государство — Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения, так автономные, бюджетные и казенные учреждения финансируются и бюджетов разных уровней.

В обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания в соответствии с Федеральными законами N 7-ФЗ и 174-ФЗ закладываются расходы на уплату налога, объектом которого является соответствующее имущество, например, земельный участок.

Соответственно, для бюджетных и автономных учреждений расходы на уплату налога на недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, расходы на уплату земельного налога включены в сумму субсидии. С этой же целью выделяются лимиты бюджетных обязательств для казенных учреждений. [3]

Такое положение действует в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества. Как правило, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения не имеют какого-либо иного имущества в собственности или на условиях ограниченного вещного права. Государство, рассчитывая и выделяя субсидии для автономных и бюджетных учреждений и лимиты бюджетных обязательств для казенных учреждений, изначально закладывает сумму, отведенную для уплаты налога. Таким образом получается, что учреждения фактически освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога. То есть государство само, посредством государственных (муниципальных) учреждений, уплачивает налог на имущество и земельный налог.

Отметим, что прямых указаний по налогообложению в регулируемых Налоговым кодексом и иными нормами налогового права, в том числе нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, мало. Проблемы в данном случае возникают из-за употребления законодателем терминов «государственные (муниципальные) учреждения», «автономные учреждения» или «бюджетные учреждения». В случае, если норма налоговым правом субъект отношений определяет, как «государственное учреждение», то под этим понимаются и автономные, и бюджетные, и казенные учреждения. Следует учесть, что большинство льгот в НК РФ и в региональных (муниципальных) правовых актах относится только к бюджетным учреждениям. Таким образом, если бюджетное учреждение меняет свой статус на автономное учреждение, то оно теряет право на определенные льготы. В этом заключается одна из проблем налогообложения государственных (муниципальных) учреждений. В таком случае в качестве решения проблемы можно предложить корректировку статей НК РФ. Предполагается, что в статьях, где использовано общее понятие «государственные (муниципальные) учреждения», будет произведено уточнение, т.е. прописано, какой тип учреждения какой налог уплачивает.

Также многие проблемы налогообложения возникают из-за различия и в представлении отчетности бюджетного и автономного учреждений. Так, бюджетные учреждения представляют бухгалтерскую отчетность достаточно большому кругу лиц (главному распорядителю (распорядителю), органу, организующему исполнение бюджета, органам государственной статистики и налоговым органам и пр.). Однако им не требуется аудиторского заключения о достоверности годовой отчетности.

Автономные учреждения при осуществлении бухгалтерского учета учитывают обособленно некоторые виды доходов, расходов, имущества:

  1. Получение средств за счет субсидий и расходование их;
  2. Доходы (расходы), полученные (произведенные) для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности,
  3. Недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

По п. 12 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность различным органам, а именно органам государственной статистики, налоговикам и иным органам и лицам в соответствии с законодательством и уставом автономного учреждения, а также учредителям. При сдаче отчетности для достоверности предоставляемых данных по годовой бухгалтерской отчетности согласно п.13 ст.2 Закона № 174-ФЗ автономному учреждению требуется аудиторское заключение. При этом должны соблюдаться, в том числе в отношении средств массовой информации открытость и доступность данных по плану финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения.

Многие государственные (муниципальные) учреждения сетуют на чрезвычайную занятость отчетностью по уплате налогов, что существенно отвлекает от содержания основной работы, тем самым снижает ее эффективность. В данном случае в качестве решения этой проблемы можно назвать лишь упрощение отчетности, использование специальной процедуры уплаты налогов, которая бы не снизила качество отчета, но значительно бы увеличило время для выполнения основной работы учреждения.

Читайте также:  Могут ли возбудить дело без заявления потерпевшего

Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения имеют ряд проблем в налогообложении, что несомненно влияет на качество их работы. Каждая проблема имеет свое решение. Однако, все они каким-либо образом связаны со статьями НК РФ. Поэтому данные проблемы нужно решать несомненно в НК РФ. Например, корректированием статей, уточнением типа учреждения, претендующего на льготу, или упрощением системы налогообложения. Что несомненно приведет к повышению эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений.

Список литературы

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС «Гарант»
  2. Спесивцева А.Л. Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений в условиях реформирования бюджетной сферы // Проблемы учета финансов. — 2012. — №2 (6). — 44-47с.
  3. Ст. 146 НК РФ с Комментариями// stnkrf.ru интернет источник URL: http://stnkrf.ru/146

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Дата размещения статьи: 01.10.2015

С вопросом о правомерности применения упрощенной системы налогообложения налоговые органы определились. Однако данное право указанной разновидности государственных учреждений может быть ограничено другими законодательными рамками, в то время как отдельные факторы деятельности такого учреждения оказывать влияние на применение упрощенной системы налогообложения (далее — УСНО) не могут.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным. Особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются законодательством. Определение автономному учреждению дано положениями п. 1 ст. 2 Закона от 3 ноября 2011 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Так, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

УСНО

Применение специальных налоговых режимов определено положениями п. 7 ст. 12 Налогового кодекса. Специальные налоговые режимы устанавливаются нормами Налогового кодекса и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством. Порядок применения УСНО установлен гл. 26.2 Налогового кодекса. Причем переход к УСНО или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно (абз. 2 п. 1 ст. 346.11 НК РФ).

Применение УСНО может предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. ст. 13 — 15 Налогового кодекса (п. 7 ст. 12 НК РФ), в том числе:

— налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, то есть по ставкам, отличным от ставки 20%);

— налога на имущество организаций;

— НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими УСНО, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Так как в целях определения объекта налогообложения при УСНО учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Налогового кодекса, и не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Налогового кодекса, то УСНО применяется автономными учреждениями только в отношении доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Субсидии, предоставленные автономным учреждениям, то есть деятельность, финансовым обеспечением которой являются субсидии, не подпадают под действие УСНО. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 2 ст. 251).

Ограничения на применение

Указаниями Налогового кодекса установлены основания для перехода организаций на УСНО. Но воспользоваться этим правом могут не все. В п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса приведен перечень ограничений, который достаточно объемен, но не все они могут быть применены к автономным учреждениям. Рассмотрим те ограничения, которые актуальны для автономных учреждений.

По организационно-правовой форме

Согласно пп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса не вправе применять УСНО казенные и бюджетные учреждения. Казенное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, которое оказывает государственные (муниципальные) услуги и финансируется за счет соответствующего бюджета (ст. 6 БК). Проводя разграничение между видами государственных учреждений, Минфин России в Письме от 7 октября 2011 г. N 03-11-06/2/140 однозначно поясняет, что автономное учреждение не является бюджетным учреждением. Деятельность бюджетных и автономных учреждений регулируется разными нормативными актами, а именно: Законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Соответственно, автономное учреждение не является ни казенным, ни бюджетным учреждением. А значит, предусмотренный пп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса запрет на применение УСНО на автономные учреждения не распространяется.

Следующее ограничение, которое можно отнести к этому разделу, — организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Кроме понятий "филиал" и "представительство" законодательство содержит еще понятие "обособленное подразделение". Прежде всего необходимо определиться, в чем разница между ними.

Статьей 55 Гражданского кодекса установлены определения филиала и представительства.

Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделено указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Таким образом, автономные учреждения, имеющие обособленные подразделения, которые не являются филиалом или представительством, вправе применять УСНО на общих основаниях (Письма Минфина России от 22 июля 2011 г. N 03-11-06/2/108, от 16 мая 2011 г. N 03-11-06/2/76).

Читайте также:  Как писать рецензию на программу

Ограничение по численности

Не вправе применять УСНО организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). С 1 января 2012 г. численность определяется в порядке, установленном Приказом Росстата от 24 октября 2011 г. N 435 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".

Приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. N ММВ-7-3/829@ (далее — Приказ N ММВ-7-3/829@) формы документов для применения упрощенной системы налогообложения не утверждены, а рекомендованы. Соответственно, уведомление можно представить в произвольной форме с указанием всех необходимых данных. В уведомлении, форма которого рекомендована Приказом N ММВ-7-3/829@, не требуется сообщать информацию о средней численности работников. Но так как норма, в соответствии с которой организации не вправе применять УСНО, если средняя численность работников за налоговый (отчетный) период превысила 100 человек, будет продолжать действовать, то во избежание спорных ситуаций следует не допускать ее нарушения.

Ограничение по остаточной стоимости основных средств

С 1 января 2013 г. на правомерность применения УСНО будет влиять только остаточная стоимость основных средств. Ранее в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса указывалось, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В настоящее время Законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 94-ФЗ) исключены слова "нематериальных активов". Так же, как и прежде, в целях настоящего подпункта будут учитываться основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса. Этот порядок будет действовать уже с 1 октября 2012 г. при переходе на УСНО с 2013 г. (п. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ), при этом размер ограничения останется тем же — 100 млн руб.

В такой ситуации все ясно. Но как быть в том случае, если остаточная стоимость имущества, переданного автономному учреждению, закрепленному за ним на праве оперативного управления для осуществления уставной деятельности, превышает 100 млн руб.?

Минфин России в Письме от 9 августа 2011 г. N 03-11-06/2/116 разъясняет, что в целях применения данного ограничения учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса. При этом в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса не подлежит амортизации амортизируемое имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений.

В то же время согласно пп. 7 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса целевыми поступлениями признаются использованные по целевому назначению поступления от собственников созданных ими учреждений.

Таким образом, имущество автономного учреждения, полученное от собственника в оперативное управление для осуществления уставной деятельности, в целях применения гл. 25 Налогового кодекса амортизации не подлежит, и, соответственно, стоимость данного имущества не учитывается в целях применения ограничения, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса.

При этом отметим, что автономное учреждение может приобретать объекты основных средств на средства, полученные от приносящей доход деятельности. Соответственно, остаточная стоимость данного имущества будет учитываться для ограничений по применению УСНО в общем порядке.

Потеря права

Однако при определенных условиях автономное учреждение все же теряет право перехода на УСНО.

В Письме Минфина России от 2 февраля 2012 г. N 03-11-06/2/16 анализируется ситуация, в которой деятельность организации была направлена на внедрение результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежали высшему учебному заведению, которое являлось одним из учредителей с долей 33,4%; в 2011 г. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования было преобразовано в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования, в связи с чем не ясно, сохранилось ли право организации применять УСНО (в соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ) после преобразования организации-учредителя с названной долей в уставном капитале.

Финансовое ведомство отметило, что гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса не предусмотрено, что ограничение по доле участия других организаций (на основании пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) не распространяется на хозяйственные общества, учрежденные автономными образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Исходя из этого вышеуказанное ограничение по доле участия других организаций распространяется на хозяйственные общества, учрежденные автономными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в общеустановленном порядке.

При этом п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса установлено, что, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

Таким образом, если у хозяйственного общества, применяющего упрощенную систему налогообложения, доля участия в его уставном капитале автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования составит более 25%, то такое хозяйственное общество утратит право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанному требованию, и обязано будет перейти на общий режим налогообложения.

Также налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 Налогового кодекса, превысили 60 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 Налогового кодекса. Утрата такого права начинается с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Новый порядок перехода

При отсутствии ограничений и в целях минимизации налогов автономное учреждение имеет право перейти на УСНО. Вновь зарегистрированные автономные учреждения также могут заявить о применении этого специального режима налогообложения.

Действующая организация имеет право перейти на УСНО только с начала налогового периода, то есть с 1 января 2013 г. Вновь зарегистрированная — может применять УСНО с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке. Закон N 94-ФЗ внес изменения в порядок перехода на УСНО, которые вступили в силу 1 октября 2012 г. Это значит, что переход на УСНО с 2013 г. будет осуществляться по новым правилам.

Рассмотрим требования, по которым будет происходить переход на УСНО действующих и вновь организованных автономных учреждений в связи с изменениями, внесенными Законом N 94-ФЗ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector